12 апреля 2004 года на общем собрании руководителей музыкальных театров России  принято решение о создании Ассоциации музыкальных театров России.

Сначала во главу угла был поставлен принцип «каждый за себя», потом отечественная культура обнаружила себя в этом углу. Государство определило приоритеты, его интересовали прибыльные нефть, газ и лес, а никак не убыточные арлекины, скрипачи и акробаты. Учреждениям культуры негласно рекомендовалось выживать самостоятельно. И тогда возникла идея профессиональных объединений.

Корпоративные объединения в новой реальности разительно отличаются от профсоюзов былых  времен. Их задачей стала действительная, постоянная, планомерная работа по улучшению условий существования своих участников. Улучшений во всех областях – от помощи в решении творческих проблем до выяснения нюансов юридических неурядиц. Не для истерик и скандалов, без стука касками об асфальт – для взаимопомощи объединяются деятели культуры.

Одним из первых таких «профсоюзов» нового образца стала Ассоциация Музыкальных Театров. Собравшиеся однажды в Омске руководители российских музыкальных театров обсудили положение и поняли, что проблемы у всех примерно одинаковые, а значит, и решать их можно сообща, обмениваясь опытом и приходя друг другу на помощь.

В Ассоциацию вошло три десятка театров со всей страны, столичных и региональных. Среди членов Ассоциации – прославленные московские Большой театр, Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Центр оперного пения Галины Вишневской, Детский музыкальный театр им. Н.ИСац, петербургские Детский музыкальный театр «Зазеркалье», «Санктъ-Петербургъ Опера», Театр музыкальной комедии, пермский Театр оперы и балета, новосибирские Театр оперы и балета и Театр музыкальной комедии, Свердловский Театр музыкальной комедии и многие другие. В Ассоциацию вступили театры Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Саратова, Оренбурга, Астрахани, Красноярска, Иркутска и многих других. К Ассоциации примкнули два музыкальных театра Казахстана и Одесский театр музыкальной комедии – несмотря на политические стремления бывших республик к абсолютной независимости, единое культурное пространство на постсоветской территории по-прежнему существует и тяготеет к единению.

Первым шагом в работе Ассоциации стал обмен информацией – информацией всех уровней. За прошедшие после Беловежского соглашения десять лет повсеместная децентрализация в огромной стране привела к тому, что многие учреждения оказались в информационном вакууме, выхода из которого не давал даже интернет. Особенно это касается сферы культуры – найти нужное либретто, клавир, партитуру или просто координаты интересующего тебя автора или исполнителя подчас трудно, а то и совсем невозможно. Ассоциация предоставила своим членам возможности как прямых, так и косвенных контактов с коллегами. В непосредственном общении, на встречах они могут выяснить, кто чем располагает, кто что может предложить коллегам, кто открыл перспективного художника, чей театр может сдать в аренду костюмы, декорации, а то и спектакль, в чьей библиотеке лежат уникальные ноты и кто какой фестиваль, смотр, турне, совместный проект затевает и с радостью пригласит коллег.

В недавно существующем, но уже популярном и успешном интернет-проекте «Культу.Ru!» — театральном портале, транслирующем в Интернет, как в записи, так и в режиме реального времени лучшие спектакли отечественной сцены, театры Ассоциации занимают отдельную нишу. Шесть постановок из театров четырех городов уже были показаны самостоятельным циклом, и уже планируется следующий цикл. Интернет-трансляции – это и новая публика, и возможность новых знакомств с собратьями по цеху, и заявка театра о себе, своих достижениях, своих убеждениях и своих планах в мировом масштабе.

Другое направление деятельности Ассоциации – образовательное. Реальность вокруг меняется стремительно, быстрей, чем меняется государственная система образования, и знаний, полученных в институтах, современному успешному работнику уже недостаточно. Однако если в других сферах деятельности эта проблема решается на государственном уровне, культура в основном должна справляться самостоятельно. Ассоциация взяла на себя организацию и проведение семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий и стажировок для работников музыкального театра. Совместно с Кабинетом музыкальных театров СТД РФ проводилась Лаборатория композиторов музыкального театра. Совместно с Институтом инновационных программ повышения квалификации и переподготовки работников культуры  «ИНТЕРСТУДИО» — семинары.  Специально для главных бухгалтеров и начальников планово-экономических отделов театров несколько раз проводился семинар «Особенности правового регулирования и актуальные вопросы бухгалтерского учета в учреждениях культуры». Художники по свету встречались на семинаре «Художник по свету в музыкальном театре», которым руководили мастера с европейской известностью Глеб Фильштинский и Евгений Ганзбург. В ближайших планах Ассоциации – проведение специальных семинаров и стажировок для работников постановочных частей, осветительских и других технических  цехов, ежегодный семинар для руководителей театров.

Но самая масштабная деятельность Ассоциации – проведение фестивалей и творческих акций. В Омске, городе, где родилась Ассоциация, уже в 2006 году с успехом прошел фестиваль «Панорама музыкальных театров»  и в октябре  2008 году планируется провести следующий. В перспективе этот фестиваль может стать кочующим, и его будут принимать все города, музыкальные театры которых вошли в Ассоциацию.

Ассоциация выступает учредителем и организатором многих  проектов в  сфере музыкальных театров.  В Екатеринбурге в ноябре 2006 года состоялся 1-й Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им.В.А.Курочкина где впервые после долгого перерыва возобновился конкурс молодых артистов жанра музыкального театра.

Ассоциация принимала участие в организации гастролей Московского детского музыклаьного театра под руководством Геннадия Чихачева в Санкт-Петербурге (май 2007), празднования юбилея Г.П.Вишневской и гастролей Центра оперного пения Г.Вишневской в Санкт-Петербурге.

Ассоциация Музыкальных Театров является Российским Комитетом по музыкальным театрам Российского национального Центра Международного Института Театра. В рамках московского Международного фестиваля «Дни музыкального театра», проведенного МИТом в сентябре 2006 года  Ассоциация представила спектакли театров-членов Ассоциации и провела конференцию «Инновационные формы организации творческого процесса в музыкальном театре».

Наконец, четвертый сектор работы Ассоциации – помощь в регулировании взаимоотношений художников и власти. Имущественные вопросы, вопросы налогообложения, сложности договорной системы, тонкости сферы авторского права – все это насущные проблемы, схожие во всех театрах, требующие скрупулезного рассмотрения и выгодного для всех сторон результата. Обмениваясь опытом, руководители театров не только помогают друг другу, но и вырабатывают единую стратегию деятельности. Ассоциация считает одной из своих первостепенных задач облегчение решения многих проблем, с которыми сталкиваются работники музыкальных театров.

Ассоциация музыкальных театров создавалась для того, чтобы объединить единомышленников, восстановить разорванные связи, воссоздать единое культурное пространство, помочь театрам выйти на новые жизненные и творческие рубежи.

Е.Минина