Новый, 59-й, сезон в Северском  музыкальном театре открылся премьерой оперетты венгерского композитора  Пала Абрахама «Бал в «Savoy”. Спектакль поставила известный московский режиссер и балетмейстер,  заслуженная артистка России Татьяна Константинова.

s-8

Ее сопостановщиками стали  заслуженный  деятель искусств  России, главный художник Иркутского академического театра им. Н. Охлопкова Александр Плинт, художник по костюмам Ольга Готовская (Иркутск), главный дирижер Северского музыкального театра Владимир Сапожников и художник по свету Наталия Гара.

Появление на сцене Северского музыкального театра этого спектакля имеет свою предысторию. Три года назад Татьяна Константинова поставила «Бал в «Savoy” в своем родном   Московском театре оперетте. До этого он шел там лишь в 60-е годы, и попытки возродить его не предпринимались. А все потому, что первозданное либретто 37-го года было утеряно, а более поздние версии по своей фабуле  уж очень напоминали идущую в каждом уважающем себя музыкальном театре «Летучую мышь». Стоило ли делать повтор даже ради  замечательной музыки?

Когда я еще и не помышляла о режиссуре,  — рассказывает Татьяна Константинова, — известный писатель, театровед Глеб Скороходов сказал мне: «Таня, если ты вдруг когда-нибудь решишь поставить «Бал в «Savoy”,  обязательно найди первоисточник либретто». И вот, много лет спустя, задумав постановку, я стала искать первое либретто. Нашла в хранилище  театральной библиотеки. Бумага, на которой оно было напечатано, была очень тонкой — того и гляди рассыплется. Мне не позволили ни копию снять, ни сфотографировать. Пришлось все переписывать от руки. На мой взгляд, это   либретто наиболее созвучно сегодняшнему дню. Все, что там происходит, узнаваемо и  очень понятно современному зрителю.

История была  сокращена до двух  актов, язык либретто слегка адаптирован  к сегодняшнему дню, а современная аранжировка сделала еще прекраснее и без того великолепный  музыкальный материал Абрахама.

Несправедливо забытый многими отечественными театрами «Бал в «Savoy” прозвучал на сцене Московской оперетты свежо, современно, завораживающее, соединив разные поколения зрителей – как почитателей оперетты, так и поклонников мюзиклов.

А три года спустя Татьяна Константинова  получила предложение поставить «Бал в «Savoy” в Томской области, в Северске .  Театр давно мечтал об оперетте,  сделанной современно и способной привлечь не только старшее поколение, но и молодежь.

Я  понимала, что в провинциальном театре не может быть таких ресурсов (и материальных, и кадровых) , как в Москве, — продолжает Татьяна Константинова, —  но желание привнести в театр какую-то новую струю, поставить классическую оперетту принципиально по-другому  и дать возможность  северским артистам поработать в неожиданном даже для московских исполнителей ключе,  меня настолько согрело, что я согласилась практически не раздумывая. А когда приехала и послушала-посмотрела  артистов, то поняла, что с ними можно сделать по-настоящему достойный спектакль. Такой работоспособности, такой самоотдаче  можно только позавидовать! 

Первая премьера сезона, без преувеличения, стала для театра новым шагом в  трактовке  классической оперетты.  Это проявилось и в отсутствии опереточных штампов,  и в настоящей синтетичности исполнителей,  не только  блестяще исполняющих вокальные партии, но и танцующих как артисты балета и играющих как драматические актеры.

И, конечно же —  в современном звучании сыгранной на сцене истории.

Несмотря на то, что действие спектакля происходит в тридцатые годы прошлого столетия и пронизано ароматом  голливудских грез, отголосками джазовых ритмов тех лет,  перед зрителем предстает знакомая  по телеэкранам и глянцевым журналам,  вожделенная атмосфера шоу-бизнеса и жизнь артистической богемы, полная тайн, радостей и страданий.

По воле  режиссера-постановщика,  все сюжетные коллизии разворачиваются в прекрасной и вечно юной Венеции, где повсюду ощущается  атмосфера праздника. Отсюда и карнавальное  убранство сцены,  отсюда и яркие парики и венецианские костюмы и маски  официантов и гостей  одного из самых респектабельных отелей —  «Savoy”.  И тем « интимнее» и  «человечнее» на фоне этого яркого и нескончаемого праздника разворачиваются истории главных персонажей. Впрочем, деление персонажей на главные и второстепенные в этом спектакле всего лишь условность.  У каждого – своя история и свое место в общей линии сюжета.

С одной стороны, по законам жанра, здесь происходит деление на классические опереточные амплуа, с другой – режиссер постаралась максимально нивелировать присущие им исполнительские штампы, с чем северские актеры блестяще справились!

Герой и героиня – знаменитая певица Мадлен  не менее знаменитый писатель Аристид   в исполнении Оксаны Волковой (и Анны Асатрян — во втором составе) и Закира Валиева – успешные, состоявшиеся люди, достигшие славы, денег, социального статуса. Но как одиноки, как по-человечески  несчастны они в окружении многочисленных поклонников, аплодисментов и комплиментов.  Наблюдать за игрой исполнителей  необычайно неинтересно.  Их герои живые, многоплановые: где-то романтичные,  где-то комичные, где-то ироничные… Они меняются, раскрывая все новые и новые грани… Мадлен Волковой более сдержанная,  более светская, тогда как Мадлен в исполнении Асатрян более темпераментная и эмоциональная. Такие разное исполнение одной и той же роли привносит дополнительный шарм постановке.

Взаимная любовь героев позволяет им наконец-то обрести настоящее счастье, которое, как оказывается, не зависит ни от славы, ни от благосостояния.  Удивительно слаженно, гармонично звучат дуэты этих талантливых вокалистов, даря наслаждение истинным ценителям прекрасного «легкого жанра».

Вторая сюжетная линия представлена историей Дези (артистка Анна Смирнова) и Помероля (артист Антон Завьялов). Опять же это не стереотипные субретка и простак, а живые, с яркими характерами персонажи, на которых держится темп и энергетика спектакля. Их судьбы – воплощение американской  мечты «Self-made man» (человека, который сделал себя сам). Чуть наивная  и обаятельная  Дези (подруга Мадлен) прибывает в Венецию с огромным чемоданом нот, чтобы  доказать всему миру, что она умеет  создавать прекрасную музыку. Напор и целеустремленность, а также везение и стечение обстоятельств помогают ей проникнуть в «Savoy”, выступить перед публикой и не только проснуться на утро знаменитым композитором, но и помочь раскрыться таланту своего возлюбленного Помероля.   Помероль- юноша с консерваторским образованием и незаурядным талантом. Но не обладающий такими пробивными способностями, как Дези, вынужден служить официантом в отеле.  Как бы сложилась его судьба, не повстречай он эту девушку?

Наделенные прирожденным комическим даром, обладающие изумительной пластикой Анна Смирнова и Антон Завьялов с первого же  мгновения влюбляют в себя зрителя. Кажется, что для этих артистов нет ничего невозможного : вокальные партии заканчиваются кульбитами, зажигательные танцы плавно перетекают в драматические сцены. Все самые «забойные», яркие номера спектакля связаны именно с этими исполнителями.

s-4

Трудно представить себе шоу-мир без человека, благодаря финансовой поддержке которого воплощаются самые несбыточные мечты,  открываются и расцветают таланты. В спектакле это хозяин отеля «Savoy” — Мустафа (артист Рамиль Сафиуллин).  Артист подчеркивает восточный колорит своего героя неспешностью, вальяжностью, самодостаточностью, сквозящую в каждом жесте, каждой реплике персонажа. Он ярок, колоритен. С каждым появлением Мустафы на сцене все начинают вращаться вокруг него, как некого центра притяжения. Талантливый, не лишенный чувства прекрасного этот  человек вкладывает огромные деньги в искусство, в артистов, старается, чтобы  бал в «Savoy” прошел на высочайшем уровне. Деловитость и практичность его сочетается с некой романтичностью и видно, что где-то в глубине души он и сам артист!

Не остается незамеченным и образ Трэоли (импресарио Мадлен)  в блистательном исполнении  одного из старейших артистов театра Михаила Дербенцева. Человек- праздник, человек-фейерверк , стремительный, неутомимый, его герой не уступает по своей энергетике и более молодым исполнителям.

Иногда в театрах очень остро ощущается разрыв поколений — делится своими впечатлениями  режиссер-постановщик. — Признаюсь, я немного опасалась, примут ли правила игры артисты старшего поколения. Но они прекрасно справились со всеми поставленными задачами и гармонично вписались в контекст этой непростой постановки.

Татьяна Константинова выступила в этом спектакле еще и в качестве балетмейстера-постановщика. Решенном в стилистике карнавала,  в нем очень много хореографических номеров: восточные танцы, фокстрот, вальс, тангно… И, конечно же, популярный в начале прошлого века —  степ, который профессионально исполняет и артист балета, а также исполнитель ролей Мистера Бима и Агента ювелирной фирмы Артем Мерш, и уже упомянутый дуэт Смирнова-Завьялов, и весь состав балета.

Премьерный спектакль заставил зрителя несколько иначе взглянуть на привычный жанр оперетты, доказав, что она может быть и интересной, и созвучной сегодняшнему дню.

А для северских артистов «Бал в «Savoy” стал своеобразным мастер-классом по вокальному, сценическому и  пластическому мастерству, открыв во многих из них потенциал, о котором они и не подозревали.

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ

Фото Глеба ЛИСТВИНА