Ивановский музыкальный театр, впервые участвующий в фестивале «Видеть музыку», привез в Москву кальмановскую «Сильву».

 «Сильву» (она же – «Королева чардаша») на фестивале «Видеть музыку» уже показывали: в 2017 году ее привозили сразу два театра. На фестивале 2019 года она стала единственным (!) названием в жанре оперетты. Спектакль, прошедший на гостеприимной сцене Детского музыкального театра имени Н.И. Сац, вызвал большой интерес и собрал внушительную аудиторию, включая музыковедов и критиков.

Споры о трактовке и режиссерских решениях оперетт из числа так называемой «неоклассики» приобретают все большую остроту. В этом отношении спектакль Ивановского театра вряд ли прибавил аргументов сторонникам улучшения или «освежения» драматургии первоисточника.

Постановщик ивановской «Сильвы», актриса Иркутского музыкального театра Ирина Мякишева, как показалось, запуталась между каноническим текстом русской пьесы В. Михайлова и Д. Толмачева, версией либретто Ю. Димитрина, и заметными наслоениями актерских отсебятин, так давно произносимых поколениями «комиков» и «простаков», что стали считаться как бы «казенными»… Жаль, что среди всех этих версий не нашлось места венгерской авторской пьесе, в которой роль матери Эдвина, бывшей звезды кабаре «Орфеум» – истинной Королевы чардаша, – заметно укрупнена. Это тем более жаль, что в ивановском спектакле заняты прекрасные артисты – И. Ситнова (Цецилия Волапюк), В. Пименов (Леопольд Волапюк), В. Кочержинский (Ферри), И. Демин (Бони), Д. Сиянов (Мишель), – исполнение которыми их ролей было бы заметно ярче, окажись режиссерское решение более внятным.

Что касается заглавной роли, то обаятельная Н. Фураева исполнила Сильву на хорошем вокальном и актерском уровне. Те же слова с полным основанием можно сказать и о Стасси в исполнении Р. Хаджиевой. М. Галенков (Эдвин) выполнял свои вокальные и актерские задачи весьма старательно и добросовестно. Дуэты Сильвы и Эдвина были спеты хорошо, но из-за пресловутого режиссерского «оживляжа» оба эти замечательные номера – восторженно-романтический из первого акта, и страстный лирический из второго – просто потонули в гуще массовой балетной подтанцовки, введенной постановщиками.

В «Сильве» Ивановского театра – как это сделалось ныне, увы, почти обычным, – использовались микрофоны. Но если для солистов с этим, скрепя сердце, еще можно было примириться, то озвучка оркестра стала самоубийственной: плохо достигаемый баланс между небольшой группой струнных и полным составом медных и деревянных инструментов был окончательно разрушен расстановкой нескольких микрофонов в оркестровой яме. Звучание, несмотря на усилия дирижера А. Ладыженского, мало напоминало пленительные мелодии Кальмана…

Но, несмотря на отмеченные досадные просчеты, свидетельствую, что усилиями артистов спектакль имел успех и хорошо принимался публикой. Жизнерадостный жанр оперетты по-прежнему востребован и любим. Будем надеяться, что на будущем фестивале «Видеть музыку» мы увидим и другие классические оперетты.

Григорий СПЕКТОР