Известный во всем мире политолог, экономист, писатель, а также музыкант Жак Аттали 26 мая уже второй раз выступил в качестве дирижера в рамках Гала-концерта на сцене Большого зала столичного театра. В своем интервью профессор Аттали рассказал о совместной работе с Симфоническим оркестром «Астана Опера», о способах привлечения внимания молодежи к классическому театральному искусству и многом другом.

_DSC0817– Г-н Аттали, это уже второе ваше выступление на сцене «Астана Опера». Этим вечером прозвучали увертюры из опер В.А. Моцарта, Дж. Верди, Л. ван Бетховена и К. Вебера. Расскажите, по какому принципу были выбраны данные произведения?

– В программу вошла несложная для восприятия публики музыка. Увертюра – небольшой образец лучшего, что есть в самой опере. Эти сочинения – примеры того, что было

создано в жанре классической оперы XVIII и XIX веков. Мне импонирует музыка Моцарта, его «Свадьба Фигаро» – одно из известнейших произведений оперной классики. «Эгмонт» Л. Бетховена звучит редко, а «Луиза Миллер», хотя и не самая исполняемая опера Дж. Верди, но это просто замечательный опус. «Вольный стрелок» К. Вебера – не очень известное, сложное для исполнения, невероятно красивое произведение, просто шедевр!

– Расскажите о работе с Симфоническим оркестром «Астана Опера». Каким образом происходит обмен опытом, знаниями между дирижером и оркестром?

– В «Астана Опера» выдающийся, высокопрофессиональный оркестр, я очень люблю им дирижировать. Музыканты добры к дирижерам-любителям (смеется). Дирижер не должен быть диктатором, это сотрудничество, построенное на взаимном уважении. Необходимо постараться создать им такие условия, чтобы исполнители показали лучшее, на что способны. Отмечу, что в столичном оркестре замечательные первые скрипки. Музыканты театра требовательные и я многому у них научился. Если я делаю что-то, что их не устраивает, они говорят об этом, это мне очень нравится, ведь я приобретаю опыт.

– Поделитесь вашим мнением о казахской музыке.

– Казахская музыка очень интересна. В прошлый раз мне представилась возможность дирижировать произведением казахстанского композитора. Меня поразило качество этого современного музыкального сочинения. С удовольствием посетил бы оперу, в которой используются казахские народные инструменты.

– Какая ваша любимая опера и оперный спектакль? Чем они вас привлекают?

– Любимое оперное произведение – «Кавалер розы» Р. Штрауса. В опере выдающегося немецкого композитора мне нравится абсолютно все, в особенности второй акт – усиление романтизма. А любимый спектакль – это еще одна опера Р. Штрауса – «Электра» в красивейшей постановке известного режиссера, актера и сценариста, лауреата Каннского и Берлинского кинофестивалей П. Шеро, которую он представил в 2013 году на оперном фестивале Экс-ан-Прованс, незадолго до своей смерти.

– Каково ваше отношение к балету?

– Балет – это захватывающее, чудесное и фантастически сложное искусство, в котором попытка мужчин и женщин летать становится реальной. Артистам балета подвластно то, что неподвластно обычным людям.

– Вы консультируете правительства разных стран в вопросах экономики, финансов и многом другом. Каково состояние мирового классического искусства на данный момент?

– На сегодняшний день мировое классическое искусство находится под большой угрозой. На это есть две причины. Во-первых, оно экономически невыгодно. Без использования правительственных средств сделать из оперы устойчивое бизнес-предприятие сложно. Однако я уверен, что здесь могут быть созданы альтернативные источники средств. К примеру, онлайн-трансляции спектаклей нью-йоркской Метрополитен-опера. Их постановки также можно увидеть во многих мировых кинотеатрах, и они на этом хорошо зарабатывают. Я считаю, что новые технологии обеспечивают новые пути привлечения публики в оперу. Другая причина заключается в том, что молодые люди не посещают оперные театры. Когда исчезнет старшее поколение, не будет публики. Поэтому привлечение молодежи в театры – фундаментальный вопрос, который мы сейчас решаем во Франции.

– Должны ли меняться направления, способы создания постановок в отношении музыки, сценографии, режиссуры, для привлечения публики в оперные театры и возрождения интереса к ним?

– Чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно создавать в опере настоящее шоу. Странно видеть, как на протяжении 20 лет мюзикл «Мисс Сайгон» К.М. Шенберга и А. Бублиля, основанный на опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, зарабатывал огромные деньги, в то время как на саму эту оперу трудно найти финансирование. Так быть не должно. Уверен, что оперные спектакли с хорошей режиссурой, сильным составом солистов, хором, балетом и оркестром могут и должны зарабатывать деньги. Здесь важно качество, качество и еще раз качество.

– Расскажите о ваших планах на ближайшее будущее.

– Спешу поделиться радостной для меня новостью – в данный момент я являюсь режиссером-постановщиком оперы «Богема» Дж. Пуччини, премьера которой состоится через 15 дней в Париже. Спектакль будут показывать под открытым небом перед различными замками, и не только в Париже. А в сентябре он пройдет на площади перед одним из самых престижных памятников архитектуры французской столицы – Государственным Домом инвалидов, строительство которого было начато по приказу короля Людовика XIV в 1670 году. Надо сказать, что режиссура требует времени, большой занятости.

_DSC0501