ИСТОРИЯ ТЕАТРА

«К множеству огней по вечерам, приветливо светящихся, у зданий театра, кино и клубов нашего города недавно прибавились огни краевого театра музыкальной комедии. Для открытия он избрал комедию И.Дунаевского «Вольный ветер». И очень отрадно, что уже после первой постановки, после первого знакомства с новым коллективом можно сказать с уверенностью и удовлетворением: у нас есть музыкальный театр!» – сообщала 20 февраля 1959 года газета «Красноярский рабочий».

Такая радость горожан была не случайной. До этого у театра уже было две попытки открытия – в 1931 и 1944 годах. В первый раз он был закрыт по идеологическим мотивам: оперетту и музыкальную комедию признали буржуазными жанрами. А в послевоенное время артисты эвакуированного в Сибирь ансамбля оперетты всесоюзного гастрольно-концертного объединения вернулись в родные города, оставшихся специалистов перевели в Иркутск и театр снова был закрыт.

К третьей попытке подошли очень серьёзно. Из самых разных городов Советского Союза пригласили опытных артистов, режиссеров, специалистов. Театр обосновался в здании Дома культуры железнодорожников. Просторный зрительный зал был самым большим на тот момент в крае. В нём легко умещалось 1000 мест и между рядами оставались широкие проходы. Зал славился необыкновенно хорошей акустикой, которую в последствии не удалось воспроизвести ни в одном из театрально-концертных зданий Красноярска. Внутреннее убранство было выполненного в стиле модного в то время «сталинского ампира». Огромная люстра освещала партер, балкон и ложи бенуара. Снаружи здание было построено в форме… паровоза, а роль «будки машиниста» выполняла сценическая коробка.

И вот, в тёплый февральский вечер 20 февраля 1959 года театр впервые распахнул свои двери, чтобы уже навсегда открыть Красноярский краевой театр музыкальной комедии.

Красноярский театр в то время был самым молодым театром музыкальной комедии в стране. Труппа профессионально росла и развивалась под чутким руководством первого директора театра Н.Г. Ляпунова, главного режиссера Я.М.Корнблита. Уже в 1961 году, всего через 2 сезона после открытия, театр начинает активно гастролировать по городам Советского Союза: Фрунзе (ныне – Бишкек), Алма-Ата, Ташкент, Ашхабад, Таллин, Казань, Уфа, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Пермь, Свердловск (ныне – Екатеринбург), Тюмень, Архангельск, Чита, Улан-Уде, Днепропетровск, Херсон, Владивосток, Ярославль и многие другие города СССР. Местные газеты на гастролях часто отмечали аншлаг в зале, творческую зрелость труппы, необыкновенные вокальные данные и актёрское мастерство артистов. Но в тех же статьях журналисты отмечали, что без молодых артистов труппа рано или поздно остановится в творческом росте.

Тогда в театр призвали служить молодых артистов из Одесской, Львовской, Харьковской и Московской консерваторий. Опыт старшего поколения сочетался с непосредственностью и темпераментом талантливой молодежи и за короткий срок театр приобрел признание зрителей. Очередь за билетами на спектакли выстраивалась с самого утра и тянулась от кассы театра до улицы Робеспьера.

Репертуар театра в основном строился из оперетт – классических и современных, западных и советских. На сцене шли «Сильва» Имре Кальмана, «Цыганская любовь» Франца Легара, «Цветок Миссисипи» Джерома Керна и многие другие.

В 1965 году театр первым в РСФСР поставил мюзикл. Этот жанр, рождённый в США, в стране советов был под запретом. Дерзновенной постановкой стала бродвейская «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу. До перестройки она значилась в репертуаре как «оперетта». Специально для красноярского театра были написаны спектакли «Обручальные кольца» Ю. Милютина, «Снежное ревю» С. Пожлакова, «Сибирячка» Г. Дехтерева.

В 1981 году здание закрыли на реконструкцию по проекту народного архитектора России Арэга Саркисовича Демирханова. Труппа была вынуждена переехать в Дворец культуры «Комбайностроитель». В период реконструкции труппа много гастролировала, объехав весь советский союз от Южно-Сахалинска до Калининграда. За это время репертуар значительно расширился.

27 марта 1993 года состоялось возвращение театра в новое здание, которое обрело свой современный вид.

В 2000-ые вместе со страной, которая стремительно преображалась, менялся и театр. За полвека репертуар накопил громадный багаж самых разнообразных постановок: классические оперетты французских, венских и неовенских композиторов, такие серьёзные балеты, как «Эсмеральда» и «Бахчисарайский фонтан», рок-оперы, водевили и многие другие театральные постановки. Поэтому название «Музкомедия» более не подходило театру.

1 июля 2008 года Красноярский театр музыкальной комедии был переименован в «Красноярский музыкальный театр». 

С этого момента у театра открылась новая страница в истории. Сегодня на сцене театра идут классические оперетты, музыкальные спектакли, мюзиклы, рок-оперы, лайт-опера и др. Знаковыми для Красноярска постановками стали мюзиклы «Голубая камея» и «Казанова»К.Брейтбурга, «Инкогнито из Петербурга» В.Плешака, рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбников, лайт-опера «Мёртвые души» и мюзикл «Винил».

Летом 2017 года состоялся ремонт зрительного зала – историческое событие не только для театра, но и для всего города. Музыкальный театр является одной из самых вместительных (730 мест) и посещаемых концертных площадок Красноярска.

Награды

2000 год – мюзикл «Инкогнито из Петербурга» становится дипломантом театрального фестиваля «Золотая Маска», а артист театра Иван Корытов – лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль».

2010 год – за вклад в развитие современной культуры, проведение просветительских и гуманитарных проектов, направленных на гармоничное воспитание молодежи, формирование общественной среды на основе высоких нравственных принципов присвоен почетный статус «Национальное достояние России – 2010».

2011 год – министерством культуры Красноярского края театр включен в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России – 2011».

2013 год – музыкальная мелодрама Ф.Легара «Царевич» становится победителем XI Международного театрального форума «Золотой витязь» в рамках IV Славянского форума искусств, за что был отмечен большим «Золотым Витязем» и дипломом фестиваля.

2018 год – мюзикл «Винил» режиссёра-постановщика Николая Покотыло представлен сразу в шести номинациях Российской национальной премии «Золотая маска».

2019 год – музыкальный руководитель и главный дирижёр Красноярского музыкального театра Валерий Шелепов стал обладателем главной театральной награды страны – «Золотой Маски» – за работу над мюзиклом «Винил».

Официальный сайт театра