Алтайский государственный музыкальный театр привез на фестиваль «Видеть музыку» спектакль «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес».

Это – очень эмоциональный и успешный спектакль. Зал принял его хорошо: аплодисменты после каждого номера, где они предполагаются, крики «браво» там, где эти крики уместны. Отличный оркестр и отличное струнное соло в оркестре (дирижер Денис Немирович-Данченко). Очень качественная прочувствованная музыка Лоры Квинт. Яркая хореография Татьяны Безменовой. Интересная сценография (художник-постановщик Алена Муравьева). Вполне уместные костюмы (художник Елена Турчанинова). Умелая и точная режиссура Константина Яковлева. Режиссура классическая «мюзикльная», и, на мой взгляд, это хорошо. Новаторы имеют успех у экспертов, консерваторы – у зрителей. Константин Яковлев идет по правильному пути, который сулит ему признание зрителей. Надеюсь, что и эксперты не обойдут его вниманием.

Но если все так хорошо, почему первое действие явно провисает? Мое предположение – режиссер не смог преодолеть дидактичность и аморфность либретто. Либреттист Николай Денисов пошел по опасному для мюзикла пути: Решил все объяснить, чтобы мы ни в коем случае не запутались. А ведь интрига «Монте-Кристо» чрезвычайно витиевата. Вот и получилось (в первом действии) скучноватое изложение, кто с кем кого и почему. Причем в диалогах, а не номерах. Зато интересны вставные номера (тут, конечно, блистает Насими Нариманов в роли Эжени), оживленные танцами. Из-за излишней «информативности» и злодеи, и герой (Александр Чернышёв) – плоские. Чтобы мы сразу поняли: они злодеи, а он герой. Ну а режиссер пошел на поводу у либреттиста. В результате – ориентация на очень среднего по интеллекту зрителя. Кстати, и комические номера – тому доказательство.

Что касается аббата Фариа (Антон Попов), он умудрятся в своем монологе рассказать (причем без музыки) Эдмону почти все, что рассказывает он и у Дюма. Эту информацию просто невозможно сыграть, сколько ни наворачивай кругов вокруг бедного узника! А вот отношения и мотивации в первом действии скомканы (или вообще отсутствуют). Как Данглар (Юрий Голубев) соблазнил Фернана (Михаил Лямин)? Как Вильфор (Илья Зуев) сподличал? Как Мерседес (Юлия Башкатова) страдала, но вышла замуж за Фернана? Как страдал Эдмон? Это же очень интересно, но этого нет (или почти нет). Перечисление событий.

Что удивительно, во втором действии именно отношения захватывают наше внимание. Как будто начался другой спектакль! Причем эти отношения стали номерами, и как правило удачными! Все динамично, эмоционально, драматично. И музыка Лоры Квинт такая же. Артисты, правда, больше говорят под музыку, чем поют, но зато эмоционально. (Еще одна похвала режиссеру.)

Кстати, в первом действии и тексты номеров вызывают вопросы. «Зачем мне звезды без тебя? Зачем мне солнце без тебя?», «Море счастья! Океан любви!» Это явно не для драматического мюзикла, а для попсовой певички не первого разряда. «Постигнуть науку запретных миров», «тайно не ворожи над судьбой беспощадной» – тоже сомнительные фигуры (пишу по памяти, могут быть описки). Во втором действии тексты интересней. Очевидно, автору принадоело нас информировать, и он дал себе волю («И ненавидеть, чтобы жить! И жить, чтоб ненавидеть!»). Результат налицо – спектакль вырулил на эффектную коду.

Ну а насчет «поймут–не поймут»… Всегда найдутся те, кто не в курсе, что дважды два четыре. И что теперь, ставить для них мюзиклы?

Лев ЯКОВЛЕВ