Сегодня в Перми начал работу Международный Дягилевский фестиваль — 2018. В этом году фестиваль проходит в 12-й раз и представляет разные направления, жанры, стили и форматы. Будет звучать старинная музыка и продолжатся исследования актуальных музыкальных тенденций, неожиданные авторские трактовки будут соседствовать с академичным исполнением, ночные события будут сменяться утренними концертами. Фестиваль займет 11 дней и около десяти городских площадок.

gS9z-RPA

14 июня 2018г.

Сегодня в Перми премьерой драматической оратории «Жанна на костре» открылся Международный Дягилевский фестиваль — 2018. Фестиваль представит около 30 событий основной программы и более 100 мероприятий Фестивального клуба. Будет показана одна мировая и семь российских премьер.

Теодор Курентзис, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля:

— Дягилевский фестиваль совершенствуется из года в год и представляет всё новые явления и методы современного театра, одновременно сохраняя и исследуя то, что было создано задолго до нас. Наша работа — переосмыслить то, что написано — давно и сейчас, потому что очень многое из того, что мы считаем ясным и открытым, на самом деле таким не является. Мы хотим, чтобы люди немного отвлеклись от шоу, которое предлагает массовая культура. Мы хотим показать, как создается и существует прекрасное в искусстве. Но фестиваль — это не только спектакли и концерты. Главное то, что происходит до и после. Мы создаем пространство, в котором люди могут обнаружить другие возможности существования, попытаться осознать, кто мы такие. Образовательные проекты, воркшопы и творческие встречи, сопровождающие главные события фестиваля, создают эту особенную атмосферу, творческую среду, в которой рождаются новые замыслы, создаются новые смыслы, происходит эволюция жизни и искусства. Дягилевский фестиваль — это один большой спектакль, в котором участники — зрители, а режиссеры и артисты — исполнители. Это сотворчество людей, которые осознают, где они находятся в данный момент, и ищут правильную тропинку в будущее.

No1EU-ag

 

MUST SEE ДЯГИЛЕВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Главное событие Дягилевского фестиваля — премьера драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке одного из самых востребованных и обсуждаемых в мире режиссеров Ромео Кастеллуччи. «Жанна на костре» — копродукция Пермского театра оперы и балета и нескольких крупных сцен Европы: Лионской национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария). Премьера спектакля состоялась в начале прошлого года в Лионе и, как обычно это происходит с проектами режиссера-новатора, вызвала массу споров и никого не оставила равнодушными. Новая постановка Кастеллуччи откроет Дягилевский фестиваль. Главные роли в ней исполняют драматические артисты — звезды французского театра и кино Одри Бонне и Дени Лаван. Музыкальную составляющую в пермской версии спектакля представят оркестр и хор musicAeterna. Спектакль будет идти на сцене Пермского театра оперы и балета в течение первых трех дней фестиваля. За дирижерский пульт встанут Теодор Курентзис (14 и 16 июня) и Петр Белякин (15 июня).

Ромео Кастеллуччи, режиссер:

— Эта Жанна д’Арк не святая и не жертва политических интриг. Речь идет о том, чтобы радикально абстрагироваться от растиражированного образа вместе со всеми его идеологическими наслоениями. Таким образом, эта постановка есть не что иное, как операция по избавлению Жанны д’Арк, которая стала практически литературным персонажем, от наросших слоев интерпретаций, чтобы показать человека во всей наготе. Это аллюзия на стратиграфические и археологические раскопки. Способ придать реальные черты персонажу, чья потрясающая мощь превращается в живую и говорящую стихию.

Андрей Кузяев, Президент АО «ЭР-Телеком Холдинг»:

— «ЭР-Телеком» уже много лет является другом и партнером Пермского театра оперы и балета. Нашей компании особенно приятно стать частью смелого и инновационного перформанса — «Жанны на костре», премьерой которого откроется фестиваль в этом году. Я уверен, что новое прочтение истории Орлеанской девы подарит незабываемые эмоции «дягилевского масштаба» пермякам и гостям нашего города».

По значимости и степени новизны оперной постановке не уступает хореографический проект, который будет показан в разгар фестиваля — 19 и 20 июня, — авангардный балет nicht sсhlafen («не спать») знаменитого бельгийского хореографа Алена Плателя, исполненный артистами его танцевальной компании les ballets C de la B. Смелая и жесткая хореография Алена Плателя под музыку Густава Малера с противопоставленным ей африканским полифоническим пением, радикальная, тревожная сценография художницы из Нидерландов Берлинды де Брёйкере впервые были представлены публике на RUHRtriennale в 2016 году. Балет проехал по нескольким крупным фестивальным площадкам Европы и теперь впервые будет исполнен в России. Творчество Плателя, впрочем, уже известно фестивальной публике: в 2014 году он и его артисты представляли на Дягилевском фестивале вокально-хореографическую композицию С(H)OEURS на музыку Верди и Вагнера.

Исследование различных форм творческого поиска продолжат постановка основателя театральной компании Ex Machina, театрального и кинорежиссера Робера Лепажа Needles and Opium («Иглы и опиум»), новый проект художника-новатора, получившего международное признание, экспериментирующей с расширенными вокальными техниками и соединением различных искусств в исполнительском акте Мередит Монк Cellular Songs («Песни клетки»), а также сценическая композиция в исполнении австрийской актрисы Изабель Караян Miss Death meets Mr. Shostakovich («Мадемуазель Смерть встречает господина Шостаковича).

Вновь участником фестиваля стала труппа, развивающая идеи экспериментатора и реформатора, одного из ключевых практиков и теоретиков современного европейского театра, польского режиссера Ежи Гротовского. На этот раз артисты Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса представят предпоказ своего нового спектакля «История Кейти» в постановке участницы творческой группы центра Агнешки Казимерски.

Одно из самых ожидаемых событий фестиваля — исполнение симфонии Густава Малера Фестивальным оркестром под управлением Теодора Курентзиса — традиционно закрывает программу. На этот раз прозвучит Четвертая симфония и связанные с ней сочинения из вокального цикла «Волшебный рог мальчика».

СПАТЬ ИЛИ НЕ СПАТЬ — НОВЫЕ ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

Более спокойной стилистически, но не менее яркой и насыщенной с точки зрения содержания стала концертная программа фестиваля, представленная камерными концертами, сольными выступлениями, гала выдающихся современных музыкантов.

Впервые за последние годы на Дягилевском фестивале прозвучит джазовая музыка в исполнении признанного мастера импровизации — лондонского музыканта российского происхождения Евгения Стригалева. И, как обычно, будет старинная музыка. Идеально владеющий техникой аутентичного исполнительства бельгийский ансамбль graindelavoix, уже выступавший на фестивале в 2016 году, возвращается с полифонической византийской и греческой музыкой. Зрители фестиваля получат возможность услышать полный фортепианный цикл Леонида Десятникова «Буковинские песни» в исполнении примы Пермской оперы Надежды Павловой и пианиста Алексея Гориболя. Целиком цикл будет исполняться в России впервые.

Еще один постоянный участник фестиваля — Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) — продолжит исследовать пространство современной музыки на примере сочинений Георга Фридриха Хааса, Арво Пярта и Энно Поппе. Хор musicAeterna исполнит фрагменты цикла Марианских Антифонов молодого композитора Алексея Ретинского, сочинение которого Теодор Курентзис впервые представил российской публике в феврале в Москве.

Дягилевский фестиваль продолжает экспериментировать с форматами. Любителей темноты и таинственности ждет очередной piano-gala. На этот раз в ночном концерте примут участие четыре знаменитых пианиста: Алексей Любимов, Александр Мельников, Алексей Зуев и Вячеслав Попругин. Вновь фестиваль предлагает встречать рассвет на берегу Камы после изысканных и утонченных утренних концертов в Пермской художественной галерее. Тех же, кто мечтает выспаться, заинтересует новый формат — sleep concert. Впервые опробованный еще в 1980-е, он до сих пор воспринимается как нечто странное и не очень понятное, но пользуется большой популярностью у любителей свежих впечатлений. В соответствии с концепцией «концертов для сна», каждый зритель займет не кресло, а кровать, получит подушку и одеяло и после третьего звонка погрузится в полную темноту, сон и звуки музыки, чтобы исследовать границы своего воображения и возможности подсознания. Восьмичасовую колыбельную для участников проекта будут исполнять музыканты Фестивального оркестра Николай Скачков и Сергей Полтавский. Концерты пройдут в зале гостиницы «Урал».

Марк де Мони, продюсер Международного Дягилевского фестиваля:

— Сила и привлекательность Дягилевского фестиваля в том, что каждый может не только выбрать событие, отвечающее его интересам и вкусу, но и открыть для себя что-то новое. Здесь есть место разным эпохам, разным эстетикам, жанрам и направлениям. При этом в программе нет решительно ничего привычного, всё, что в ней представлено — будь то признанный шедевр или авангардное, экспериментальное сочинение — находится вне времени, это всё — искусство в чистом виде. Фестиваль очень масштабный, он вышел на уровень крупнейших международных фестивалей, и этого удалось достичь во многом благодаря партнерству со Сбербанком, который в этом году впервые выступает в роли генерального спонсора. Это будут фантастические 11 дней.

НОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

В дни проведения фестиваля жизнь в городе подчиняется его необычному графику и потребностям. В этом году фестиваль осваивает новые площадки. Помимо уже знакомых залов: Частной филармонии «Триумф», Дома Дягилева, Органного зала и Художественной галереи — события фестиваля пройдут, например, в пространствах ДК Солдатова, ТЮЗа и гостиницы «Урал».

Кроме того, как и было обещано, цех номер 5 завода им. Шпагина превратится в одну из площадок фестиваля. До 2014 года цех производил кабины для снегоуборочных машин. Последние четыре года, после того, как производство было закрыто, он находился в консервации. Сейчас здесь снова началась работа — пространство площадью 2000 квадратных метров оборудовано для проведения концертов. 23 июня Фестивальный оркестр исполнит в заводских стенах Четвертую симфонию Густава Малера, которой на следующий день закроется фестиваль. После официального закрытия фестиваля его гостей вновь ждут на заводе — на Diaghilev Festival Party. Сцену разделят три очень непохожие друг на друга команды, выбранные маэстро Теодором Курентзисом: Sal Solaris (Москва), Shortparis (Санкт-Петербург), Gnoomes (Пермь).

Ориентироваться в площадках и событиях фестиваля поможет гид по Дягилевскому фестивалю, созданный совместно с ПАО «Сбербанк». Это путеводитель по фестивалю и городу, в котором собрана информация о событиях основной и образовательной программ, активностях Фестивального клуба и всех бонусах, которые приготовили для гостей партнеры фестиваля. Электронный помощник не только подскажет, как спланировать посещение мероприятий, но и поможет лучше ориентироваться в городе, найти кафе, рестораны, банкоматы.

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ КЛУБ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Вновь в сквере возле театра будет работать Фестивальный клуб — место встреч, обсуждения событий, рождения новых идей. За 154 часа работы в уютном павильоне с верандой и кофейней пройдет более 80 мероприятий. Например, зрители смогут увидеть видеоверсии спектаклей фестиваля в Экс-ан-Провансе в постановке Дмитрия Чернякова, Кэти Митчелл, Ричарда Джонса, Питера Селларса в проекте «Опера на экране». В театральном сквере пройдут серии танцевальных уроков и совместных читок.

Актуальные методы театра, новые техники, язык и возможности интерпретации можно будет обсудить на лекциях и мастер-классах Образовательной программы, в которой примут участие российские и европейские эксперты в области современной музыки и театра. Студенты-участники Образовательной программы представят зрителям собственный проект — созданную ими мини-оперу. И впервые в этом году в рамках Образовательной программы отдельный блок под названием Women in Art будет посвящен женщинам в искусстве. Студентки, обучающиеся редким среди женщин специальностям, таким как: дирижирование, игра на кларнете и ударных, получат дополнительную возможность расширить свой музыкальный опыт. Блок Образовательной программы Дягилевского фестиваля Women in Art поддерживает бенефициарный владелец ПАО «Метафракс» Сейфеддин Рустамов, который уже много лет оказывает помощь международному музейному проекту Women in the Arts.

Кроме того, в рамках Дягилевского фестиваля артисты Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса проведут пятидневный (с 17 по 21 июня) мастер-класс «Навстречу открытому хору» для профессиональных исполнителей. Участники познакомятся с техникой и одновременно формой перформативного искусства — «Открытый хор», разработанной командой центра. «Открытый хор» — это свободное пространство активного действия, позволяющее людям общаться друг с другом через песни и танцы, в данном случае принадлежащие афроамериканской традиции. В действо, которое начинается с привычного выхода артистов, постепенно так или иначе вовлекаются все присутствующие. Итогом пятидневного погружения станет встреча артистов со зрителями, которая состоится 21 июня в Доме Дягилева и пройдет в формате «Открытого хора».

XII Дягилевский фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Пермского края. Генеральный спонсор фестиваля — ПАО «Сбербанк», официальный партнер — ПАО «ЛУКОЙЛ».