Истоки волгоградской оперной традиции восходят еще к царицынскому периоду истории города. В 1907 году купец 2-й гильдии и меценат, владелец известного в России горчичного завода Владимир Миллер, построивший на берегу Царицы, в районе нынешнего Детского центра, каменный театр «Конкордия», открыл в нем первый оперный сезон. После революции в «Конкордии» по-прежнему шли музыкальные спектакли, в 30-е годы на ее базе был создан Сталинградский театр оперетты, в репертуаре которого были и оперы. Но война прервала миллеровский период в музыкальной истории города. Театр «Конкордия» был разрушен, и опера надолго исчезла с городских подмостков.

Попытка возвращения оперы на волгоградскую сцену была предпринята только через пятьдесят с лишним лет, в начале 90-х гг. Появилась идея создать коллектив, работающий полностью на контрактной основе: оркестр, хор, солисты, режиссер, художник и т.д. Инициативу приехавшего в то время в город известного симфонического и театрального дирижера Вадима Венедиктова, поддержали Народный артист РСФСР Эдуард Серов (художественный руководитель и главный дирижёр Волгоградского академического симфонического оркестра), Александр Величкин (тогда – председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области) и занимавший пост главы Администрации Волгоградской области, Иван Шабунин. Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию в стране и регионе, для реализации экспериментального, уникальный на тот момент проекта «Волгоградская оперная антреприза» нашлись средства, талантливые творческие люди и государственная поддержка.

В 1992 году все необходимые документы были оформлены и «Волгоградская оперная антреприза» приступила к репетициям. Этот год и стоит считать началом отсчета новой оперной истории Волгограда. 21 февраля 1993 года на сцене Центрального концертного зала состоялась премьера первого в Волгограде оперного спектакля – «Чио-Чио-Сан» Дж.Пуччини в постановке дирижера Вадима Венедиктова и приглашенного главного режиссера Казанского оперного театра Валерия Раку. Партию Чио-Чио-Сан спела, перешедшая в антрепризу из Театра музыкальной комедии, известная вокалистка Татьяна Тесля.

В музыкальной истории Царицына-Сталинграда-Волгограда начался новый культурный виток — он снова стал оперным городом. Горожане приняли премьеру с восторгом, десять спектаклей подряд прошли при полных аншлагах.

С 1993 по 1998 годы художественным руководителем и главным дирижером антрепризы был заслуженный деятель искусств РСФСР Вадим Венедиктов. Под его руководством были поставлены оперы «Чио-Чио-Сан» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сельская честь» П. Масканьи, «Кармен» Ж. Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Народный артист РСФСР Эдуард Серов в творческом тандеме с московским режиссером Ольгой Ивановой стал дирижером-постановщиком оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными балетмейстерами осуществлена постановка одноактных балетов «Видение розы» К.М. фон Вебера, «Кармен-сюита» Ж.Бизе, Р.Щедрина, «Болеро» М. Равеля и многие другие.

В этот период театр сотрудничал с такими известными оперными режиссерами, как Валерий Раку и Юрий Петров (Москва), Вадим Милков (Санкт-Петербург), Владимир Курочкин (Пермь). На протяжении девяти лет директором Волгоградской оперной Антрепризы был Юрий Пятаков, под его руководством в 1999 году было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Московским государственным театром «Геликон-опера». Результатом которого стала постановка в Волгограде оперы «Травиата» Дж. Верди, перенесенной со сцены московской «Геликон-оперы» ее художественным руководителем, известным режиссером Дмитрием Бертманом. Волгоградским зрителем этот спектакль был принят горячо и восторженно. Большой эффект произвела поставленная в 2001 году режиссером Сергеем Куницей оперы Дж. «Верди» «Риголетто». Позже, в 2003 году на волгоградской сцене появляется «Пиковая дама» П.И.Чайковского в постановке молодого режиссера Константина Балакина. Все эти спектакли были с восторгом приняты и критикой, и волгоградским зрителем.

Десятый юбилейный сезон Волгоградской оперной антрепризы завершился приглашением в Волгоград звезд оперного искусства – Любови Казарновской и Зураба Соткилавы.

Все годы существования антрепризы спектакли проходили на различных сценических площадках, в том числе и на сцене Центрального концертного зала, для репетиций использовались различные городские помещения. Остро стоял вопрос о собственном здании, имеющем достойную сцену, зрительный и репетиционные залы, необходимые площади для работы производственных и технических цехов.

6 февраля 2004 года был изменен статус театра, и началась его новейшая история. Ему было дано новое название: Волгоградский государственный театр «Царицынская опера». Директором стал известный волгоградский композитор и предприниматель Владимир Федерас. Театру было отдано обладающее уникальными акустическими характеристиками здание бывшего Дворца культуры имени Ленина, построенное в 1956 году знаменитым архитектором Корнфельдом в стиле сталинского ампира. Этот стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко. Однако первая премьера театра «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова была сыграна по-прежнему на сцене Центрального концертного зала, так приобретенное здание требовало значительного ремонта и переоснащения. Первым режиссёром-постановщиком нового театра стал режиссёр Большого театра Михаил Панджавидзе. Впервые за всю историю театрального Волгограда были использованы новые технологии: видеопроекция отдельных персонажей на декорации спектакля.

В сезон 2005-2006 года подготовлена спектакль премьера оперы А.С. Даргомыжского «Русалка», которая состоялась 11 ноября 2005 года. Здесь компьютерные технологии полностью заменили декорации. Спектакль стал событием в культурной жизни города, заставив говорить о себе и вызвав бурную полемику в СМИ.

С января 2006 года в штатное расписание театра введена должность художественного руководителя. Ее занял Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С. Даргомыжского «Русалка». С его приходом театр отказался от арендных площадок и стал играть спектакли на своей сцене. В этом же сезоне были подготовлены два спектакля, адресованные детской аудитории – оперы Э.С. Колмановского «Белоснежка» и М.А.Минкова «Волшебная музыка». Для взрослой публики в репертуаре появилась опера-зингшпиль «Директор театра» В.А.Моцарта с новым оригинальным текстом, а также первый балет нового театра «Барышня и Хулиган» Д. Д.Шостаковича.

Благодаря проведенному ремонту, здание театра постепенно становилось все более пригодным для эксплуатации. Было отремонтировано фойе – колонный зал, полностью заменено отопление, открыто театральное кафе и камерный зал, расширена оркестровая яма. Однако оставался целый ряд проблем, решать которые предстояло в будущем. Репертуарная политика так же претерпела изменения: руководством театра было принято решение о плановой замене старых постановок оперной антрепризы на новые, не меняя при этом названий.

Очередной сезон театр открыл 13 октября 2006 года уже в своем здании новой сценической версией оперы П.И.Чайковского «Иоланта».

Последующие полтора года часть спектаклей театр был вынужден показывать на выездных площадках. «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, «Аида» Дж.Верди, балеты «Барышня и Хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно требовали гораздо лучших условий и оснащения, чем те, которыми на тот момент располагал театр. Постепенно проводилась реконструкция и реставрация здания: увеличивалось пространство сцены, улучшалось ее техническое оснащение, приобреталось компьютерное оборудование для современного оформления оперных и балетных спектаклей.

С 2006 года началось активное сотрудничество «Царицынской оперы» с творческим и художественным составом Государственного Академического Большого театра Российской Федерации. Для участия в спектаклях приглашаются солисты из оперных театров Москвы, Казани, Уфы, Саратова: Заслуженный артист России Вячеслав Почапский, Николай Казанский, Екатерина Головлева (ГАБТ, Москва), Николай Решетняк («Новая опера», Москва), Владимир Копытов (Уфа), Олег Мачин (Казань), Александр Багмат, Владимир Верин. С труппой «Царицынской оперы» охотно работают режиссеры-постановщики: Михаил Панджавидзе, Игорь Ушаков, Олег Найденышев, Владислав Капп, Елена Александрова (Москва); дирижеры-постановщики: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, Михаил Грановский (Москва), Юрий Кочнев (Саратов). Волгоградские солисты – Заслуженные артисты России Наталия Семенова, Николай Черепанов, Анна Девяткина, Елена Барышева не уступают в мастерстве оперным певцам из других городов. В течение нескольких лет коллективом театра подготовлены оперы: «Директор театра» В.А.Моцарта, «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини, «Аида» Дж. Верди, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Русалка» А.С. Даргомыжского, балеты «Барышня и хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «Аполлон Мусагет» И.Ф.Стравинского, «Жизель» А. Адана.

В 2011 году Министерство культуры Волгоградской области поставило задачу сделать театр репертуарным. Директором театра был назначен заслуженный работник культуры РФ Владимир Божков, а художественное руководство возглавил Михаил Романовский. Театр впервые за свою историю запланировал жёсткий репертуарный план на сезон. В декабре 2011 года осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Тоска». Над ней работала творческая группа Мариинского театра Санкт-Петербурга: режиссер Иркин Габитов, дирижер Фабио Мастранжело и художник Вячеслав Окунев. К этому времени была поставлена и решена задача создания штатного оркестра театра «Царицынская опера».

В июне 2012 года очередной театральный сезон был триумфально закрыт премьерой третьей по счёту версии оперы Ж. Бизе «Кармен». Постановщиком спектакля стал режиссер Геннадий Козин.

Оркестр театра под руководством его главного дирижера Юрия Ильинова и группа ведущих солистов «Царицынской оперы» летом 2012 года побывали на гастролях в Дагестане, где приняли участие в V Международном музыкальном фестивале «Порт-Петровские Ассамблеи», который проходил в столице Дагестана – г. Махачкале. Фестиваль проводился в рамках мероприятий программы «Культурная Олимпиада «Сочи 2014». Год музыки».

Премьерой нового театрального сезона 30 ноября 2012 года стала опера В. А. Моцарта «Così fan tutte» – «Так поступают все женщины», которая в «Царицынской опере» идёт под названием «Школа любви». Поставил спектакль режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов, дирижёр-постановщик – Владимир Стачинский, балетмейстер-постановщик – Владимир Романовский из Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга.

Ежегодно в мае театр проводит международный фестиваль искусств «Оперный альянс».

Гости фестиваля – знаменитые оперные исполнители и музыканты, такие как дирижёр – заслуженный артист России Константин Орбелян, известный во всём мире своими концертными проектами с замечательными вокалистами – Дмитрием Хворостовским, Анной Нетребко, Рене Флеминг, Сондрой Радвановски.

Событием фестиваля «Оперный альянс» в 2013 стала мировая премьера барочной оперы Дж. Ристори «Ариадна», музыку которой восстановили музыканты Мариинского театра по манускриптам архива Дрезденской библиотеки.

В рамках фестиваля был реализован проект «Искусство без границ» при содействии Информационного Агентства «Турне» и посольства США в Москве. В нем участвовали солисты Lindeman Young Artist Programm при «Метрополитен Опера» Джон Мур, Марина и Джинджер Коста-Джексон. Педагог-коуч театра «Метрополитен Опера» Ховард Уоткинс провёл мастер класс, а гала-концертом фестиваля дирижировали заслуженный артист РФ Константин Орбелян и ассистент главного дирижёра «Метрополитен Опера» Хорхе Пароди.

С апреля 2013 года в течение нескольких лет Константин Орбелян был генеральным продюсером и приглашённым музыкальным руководителем Волгоградского государственного театра «Царицынская опера».

15 ноября 2013 года состоялась премьера новой сценической версии оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной режиссёром Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченченко Людмилой Налётовой. В план работы театра на этот сезон вошли также постановки опер В. А.Моцарта «Свадьба Фигаро» и балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

23 мая 2014 года «Царицынская опера» состоялась премьера величайшего балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Балетмейстер-постановщик спектакля – заслуженный работник культуры РФ Т. Ерохина, сценография – художника-постановщика Г.Матевосяна, костюмы – главного художника театра, лауреата Государственной премии Волгоградской области, член Союза художников России Е. Павловской.

А накануне нового 2015 года волгоградцы увидели на сцене театра премьеру оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова. Спектакль, поставленный в Волгограде в 2001 году знаменитым оперным режиссером Дмитрием Бертманом, был восстановлен заслуженным деятелем искусств РФ, режиссером Мариинского театра Иркином Габитовым. Многие ключевые партии он доверил молодым актерам, благодаря чему спектакль заиграл новыми яркими красками.

В подарок к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 5 мая 2015 года артисты театра показали спектакль «А зори здесь тихие», по мотивам одноименной оперы Кирилла Молчанова.

Все годы существования театра здесь не забывают и о самых маленьких зрителях. Появились спектакли «Волшебная музыка», «Новогодний бал игрушек», «Тайна волшебных нот», «Чудеса в новогоднюю ночь». В июне 2015 года режиссером Денисом Постоевым был поставлен спектакль «Муха-цокотуха» по мотивам оперы Михаила Красева. В 2016 -появилась музыкальная сказка «Красная шапочка» советского композитора Михаила Раухвергера.

27 апреля 2016 года состоялась долгожданная премьера балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Поставленный на средства Гранта губернатора Волгоградской области главным балетмейстером театра Татьяной Ерохиной, спектакль заслужил признание и любовь зрителей всех возрастов. Балетная труппа театра удостоена особого внимания волгоградского зрителя, также как и ее бессменный руководитель, главный балетмейстер театра, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Татьяна Ерохина.

Хоровой коллектив театра под руководством главного хормейстера Юрия Панфилова заслужил искреннее признание публики. Долгие годы с театром сотрудничают известные волгоградские художники: Лауреаты Государственной премии Волгоградской области, члены Союза художников России Елена Павловская и Георгий Матевосян. Их авторству принадлежит сценическое оформление большинства репертуарных проектов «Царицынской оперы».

Весна 2016 года порадовала зрителей появлением на сцене «Царицынской оперы» необычного яркого и зрелищного проекта – театрализованного концерта «Verdi.Passione.Верди.Страсть» в постановке режиссера Константина Балакина (Казань).
А новый сезон 2016-2017 театр открыл грандиозной премьерой оперы Дж. Верди «Травиата» в постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Раку.

Творческую эстафету руководства оркестром принял новый главный дирижер театра Сергей Гринев.
Художественный руководителем театра стал Заслуженный артист России Николай Черепанов, прошедший вместе с коллективом нелегкий путь его становления и развития практически со дня основания. Главной своей задачей он считает – сохранить и приумножить престиж и традиции волгоградской оперной сцены; творческий коллектив, созданный и воспитанный годами напряженной работы.

Театральный сезон 2016 – 2017 стал для театра юбилейным. «Четверть века с вами» – концерт с таким названием в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Ричардаса Пинтвериса стал этапным событием в жизни театра, своеобразным подведением итогов 25-летней работы.

К своему юбилею театр «Царицынская опера» подошел в статусе наиболее успешного и динамично развивающегося музыкального театра Волгоградской области. Современную культурную жизнь Волгограда без «Царицынской оперы» представить уже невозможно! В текущем репертуаре такие шедевры, как «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова, «Школа любви» В.А.Моцарта, «Ариадна» Дж. Ристори, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Травиата» Дж.Верди, «А зори здесь тихие» К.Молчанова. Театр гордится 3-мя полномасштабными балетными постановками: «Жизель» А.Адана, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Кроме этого в арсенале балетной труппы театра под руководством главного балетмейстера Татьяны Ерохиной несколько одноактных балетов: «Барышня и хулиган» Д.Д.Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «Шопениана». Балетные спектакли театра пользуются у зрителей неизменным успехом и всегда проходят при полном аншаге. Среди детских проектов – веселый мюзикл «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве» в постановке Владимира Мингалева.

Театральный сезон 2017-2018 запомнится двумя яркими премьерами. К его началу приурочена опера «Богема» Дж.Пуччини в постановке известного волгоградского режиссера, художественного руководителя Молодежного театра, заслуженного артиста РФ Владимира Бондаренко. Второй премьерой сезона стала опера «Алеко» С. Рахманинова в оригинальной версии признанного оперного режиссера, Заслуженного деятеля искусств Валерия Раку. В афише театра появились новые интересные концертные и детские проекты, такие как яркие театрализованные шоу «Фабрика грез» и «Звуки Бродвея», «Домик тетушки Марты» с Детским симфоническим оркестром, «Новогодний бал для принцессы», «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве».

В 2018 году детский репертуар пополнился мюзиклом Егора Шашина и Натальи Кузьминых «Принцесса на горошине», поставленным молодым режиссером Марией Кузьминой. Музыку В.Высоцкого в год его 80-летия, зрители услышали в культовом спектакле по сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Автором оригинальной постановки стал режиссер Ричардас Пинтверис. В театре постоянно обновляется афиша разноплановых по формату и содержанию тематических концертные программ, рассчитанных на самый разный зрительский контингент.

Театр живет и динамично развивается, чутко реагируя на все самые значимые события в мире. Директор театра «Царицынская опера» Леонид Пикман считает своей главной задачей – сохранение и распространение великого мирового музыкального наследия, что не мешает ему быть руководителем, открытым новым проектам и современным формам театрального искусства. Именно он является автором идей самых актуальных и креативных театральных проектов, таких например, как концепция грандиозного концерта-феерии, приуроченного к открытию Чемпионата мира по футболу – 2018 «The Glory of Champions».

Более четверти века волгоградский театр «Царицынская опера» дарит зрителям радость общения с великой оперной и балетной классикой. Творческому коллективу, есть чем гордиться и о чем мечтать. В ближайшей перспективе театра – постановка балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского, другие масштабные музыкальные проекты с участием волгоградских и приглашенных солистов.