Нижегородский Камерный музыкальный театр имени Владимира Степанова привез на фестиваль «Видеть музыку» мюзикл «Дубровский», созданный по мотивам одноименной повести Пушкина.

Знаете ли вы, что большинство современных мюзиклов написано по мотивам выдающихся классических произведений литературы? Не стал исключением и отечественный музыкальный театр. Уже инсценированы пьесы Островского, романы Достоевского, сказки и «Маленькие трагедии» Пушкина. Дошла очередь и до «Дубровского».

Выбор этого прозаического шедевра для преображения в мюзикл сам по себе удачен и точен; романтическая история про русского Робин Гуда и его несчастную любовь динамична и трогательна, она очень популярна уже в силу того факта, что повесть «проходят» в школе и она входит в список обязательной литературы для чтения.

Либретто мюзикла написал поэт и драматург Карен Кавалерян. Сразу скажем, что он не слишком скрупулезно следовал пушкинскому первоисточнику, а стилизованные «под Пушкина» стихотворные вставки не всегда отвечают хорошему вкусу. Вся история дана как бы пунктиром, отдельными клипами. И если социальная тема сословного неравенства прозвучала довольно отчетливо, то вся лирическая линия любви Владимира и Маши, ее возникновения и развития, показана торопливо и несколько скомкана. Зато откуда-то возникла разудалая сцена купания в бане Троекурова с компанией гостей-прихлебателей…

Музыку «Дубровского» создал Ким Брейтбург, автор целого ряда мюзиклов, идущих на сценах российских театров (в частности, «Джейн Эйр» в московском театре Оперетты). Опытный и мастеровитый музыкант, Брейтбург написал мюзикл не только с точным знанием устоявшихся законов жанра, но и с очевидной оглядкой на эстетику масс-культуры.

Нижегородский театр оркестровые номера, аккомпанемент сольных, и хоровые эпизоды спектакля дал в записи, но хорошего качества. С вокальными номерами своих персонажей герои спектакля, в общем, справились.

Режиссер Сергей Миндрин (он же – исполнитель роли Рассказчика) поставил спектакль с заметным ориентиром на основных зрителей «Дубровского» – детей школьного возраста. Актеры играют своих персонажей без полутонов, – или очень-очень отрицательными, вроде Троекурова (Сергей Попов) и его гостей, или очень-очень положительными, как Маша (Юлия Пыхтина) или Владимир (Владислав Бурцев). А крепостной крестьянин Дубровских, их доверенное лицо Архип компрометирует своих добрых хозяев: Роман Ронин играет вечно пьяного кровожадного разбойника, по обличью своему – цыгана, да и музыкальная характеристика помогает. Под стать ему его жена Егоровна (Дарья Тюнина), которой даны выразительные залихватские частушки. Из исполнителей отметим также Артема Брехова в роли Шабашкина и Артака Тадевосяна в эпизодической роли француза-гувернера Дефоржа.

Хореограф Елена Хиценко поставила несколько удачных танцевальных эпизодов, художник Борис Шлямин создал сценографию если и без особых открытий, то достаточно функциональную и в полном соответствии с замыслом режиссера и характером драматургии. Удачно получилась картина пожара имения Дубровского.

Заметное оживление зала вызвало появление на сцене двух красавиц – породистых русских псовых борзых. Давно подмечено, что переиграть на сцене детей или животных не сможет самый талантливый артист! Вот и эти элитные собаки привлекли внимание зрителей больше, чем ведущая их эффектно одетая Ирина Шевчук в придуманной роли Псарицы, фаворитки Троекурова… На радость детской части аудитории обаятельные дрессированные борзые вели себя аристократически непринужденно и даже вставали на задние лапы. Таким образом, спектакль нижегородского театра внес новую краску в репертуар фестиваля «Видеть музыку».

Григорий СПЕКТОР