Чуть меньше месяца остается до премьеры балета «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра. Это будет десятый по счету балетный спектакль в репертуаре «Астана Опера». С ошеломительным успехом он идет на лучших сценах мира, первыми его увидели зрители Парижской Оперы. Постановку легендарного хореографа Ролана Пети в Астане представит известный балетмейстер Луиджи Бонино. О том, как родился шедевр неоклассики, узнаем в интервью с маэстро.

_DSC2009– Премьера балета состоится 24-25 июня, на каком этапе находится подготовка, успели ли артисты вжиться в свои роли?

Репетиции идут полным ходом, исполнители главных партий определены, и им очень нравятся их роли, это самое главное.  Они в них вживаются, чувствуют своих героев, я уверен, что у нас будет невероятный состав. Все танцовщики сильны технически, а также имеют большой артистический потенциал. У меня сложилось мнение, что один танцует лучше другого. Не перестану повторять, балетной труппе «Астана Опера» очень повезло, что Алтынай Асылмуратова является их художественным руководителем. Это фантастическая женщина, известная в мире прима-балерина, которая великолепно умеет работать с людьми и действительно любит свое дело.

– Важный акцент постановщик сделал на технике ног, какими еще качествами, на Ваш взгляд, должны обладать артисты балета в этом спектакле?  

Уметь раскрыть душу, потому что это очень эмоциональный балет. Особенно это касается партий Эсмеральды и Квазимодо. Сначала Эсмеральда боится Квазимодо из-за его внешности – он горбатый, но затем она понимает, что это очень хороший, добрый человек. В то время, когда к Квазимодо все плохо относятся, Эсмеральда проявляет к нему теплые чувства. И здесь, при всей важности техники, нужно не просто исполнять свою партию, необходимо еще и выражать эмоции,  раскрыть душу героя.

– На ком из персонажей больше всего акцентируется внимание в постановке?

В балете четыре главные партии – Квазимодо, Эсмеральда, Фролло и Феб. Конечно, Квазимодо – главный персонаж, уже исходя из «рабочего названия» «Собор Парижской Богоматери. Квазимодо», но, безусловно, Квазимодо и Эсмеральда – основные персонажи в балете, затем – Фролло и Феб.

– Любимая тема Гюго – тема «отверженных» людей. Можете ли вы сказать, что цыганка Эсмеральда и Квазимодо – отверженные люди?

Безусловно. Но в то же время это не совсем так. Конечно, она – цыганка. Но она цыганка, имеющая душу, способная сопереживать, любить всем сердцем. Господин Пети хотел, чтобы Квазимодо именно в этой постановке был представлен не в качестве чудовища, а просто человека, у которого есть физический недостаток – горб.

– Будет ли изображен священник как подлый человек? Или все же, возможно, он не был плохим, просто плоть оказалась сильнее разума?

Да, Фролло изображен подлым, низким. Конечно, у него есть слабости, как у любого человека. Он является священником, который до встречи  с Эсмеральдой ведет себя, как подобает его статусу. Но, встретив ее, в нем заиграет мужское эго – желание овладеть красивой девушкой. Для достижения своей цели он убивает возлюбленного Эсмеральды, а чтобы избавиться от преступления, все обвинения переводит на нее. Поэтому, в любом случае, это отрицательный персонаж.

– Если говорить о Фебе, он – положительный герой во всех смыслах?

Он – красивый мужчина, покоряющий всех женщин вокруг. Но он немного высокомерен.

– Балет «Собор Парижской Богоматери» был поставлен Роланом Пети в 1965 году. С течением времени он нуждался в каких-либо изменениях?

Нет, никаких изменений не было и не планируется. Зрители «Астана Опера» увидят балет в оригинальной постановке легендарного хореографа Ролана Пети, который был поставлен еще в 1965 году в Парижской национальной опере. Тогда партию Квазимодо исполнил сам Ролан Пети.

– В своем романе В. Гюго уделил огромное внимание описанию природы. Будет ли она также богато передана через декорации в балете?

В этой постановке зритель не увидит Париж, его улиц, городских пейзажей. Действие будет разворачиваться на фоне Собора Парижской Богоматери. Все будет представлено очень компактно, но мы поймем, что это Париж. Публика почувствует дух города благодаря тому, что увидит Собор. Наша основная задача – привлечь все внимание зрителя к истории Квазимодо, Эсмеральды, Фролло и Феба.

– В этом балете немаловажную роль играет толпа. Можно ли рассматривать ее как отдельного переменчивого героя, который принимает то одну, то другую сторону?

В начале романа Виктор Гюго изображает толпу и описывает ее как странных, сумасшедших людей, во второй сцене они ползут – массовая сцена солдат. И уже потом мы видим, что люди идут посмотреть, как убивают Эсмеральду. Все массовые сцены очень абстрактны, поэтому основное внимание сосредоточено на истории четырех персонажей. Но кордебалет играет важную роль, он передает настроение этой толпы.

– Почему, на ваш взгляд, надо посмотреть эту постановку, что в ней уникального?

К примеру, костюмы Ив Сен-Лорана. В свое время именитый кутюрье сам сшил для парижской премьеры балета все костюмы, и теперь зрители «Астана Опера» могут любоваться восстановленными творениями модельера. А фантастические декорации?! Когда занавес открывается, это производит на зрителей огромное впечатление. Во втором акте на сцене будет только огромный колокол, и на нем будет сидеть Квазимодо. Поэтому, где бы ни ставили «Собор Парижской Богоматери», он везде имеет огромный успех. Я думаю, что казахстанская публика так же его примет с восторгом.

_DSC2084