Премьера спектакля «Баранкин, будь человеком!» – копродукция Детского музыкального театра юного актера и «Новой оперы», на чьей сцене она и состоялась – открыла Детскую программу Четвертого Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку».

Программа фестиваля с каждым годом всё больше поражает количеством и разнообразием событий. В этом году заметна детская секция: тринадцать спектаклей только для юной аудитории – цифра выглядит весьма внушительно. Премьера оперы Ефрема Подгайца «Баранкин, будь человеком!», показанная в числе первых, задала гуманистический, бодрый и жизнеутверждающий тон всему фестивалю. Совсем молодые артисты на сцене под танцевально-энергичные ритмы не давали зевать столь же юным зрителям, наблюдавшим за путешествиями и трансформациями главных героев, превращающихся то в воробьев, то в бабочек, то в муравьев. А взрослые тем временем с ностальгией вспоминали былые времена с красными галстучками, строгой старостой и субботниками.

Ефрем Подгайц, автор многочисленных произведений для детей, написал оперу про Баранкина и Малинина на либретто Льва Яковлева еще в 1989 году, на закате советской эпохи. В известной книге Валерия Медведева и одноименном мультфильме, как и в других подобных сказках – «В стране невыученных уроков», «Нехочуха» или «Сказ о потерянном времени» – узнается постулатное наставление подрастающему поколению: учиться – хорошо, а лениться – вредно и стыдно. Потому и название «Баранкин, будь человеком!» звучало, скорее, как призыв быть человеком строгих правил. В опере моралистический укор уходит, и человек становится человеком не столько в бесконечной работе, сколько в добрых поступках, в настоящей дружбе и через гуманное отношение к окружающему миру. Живой, современный спектакль Александра Фёдорова резонирует именно с этой идеей, столь важной для современного общества.

Как и в книжке, оперные Юра и Костя (Эрнест Бореко и Нико Галдава) не хотят ходить в школу и сильно напрягаться, но, в отличие от своих советских прообразов, они скорее противники кондовой системы, чем просто лоботрясы. Еще в первом номере они сетуют, что их никто не понимает, и потому их превращение в другие существа воспринимается еще и как попытка выйти за пределы не принимающей их действительности. Но попав в мир братьев наших меньших, они почувствовали примерно те же проблемы, что и у людей: сложности общения с родителями в семье у воробьев, беззащитность бабочек, каждый день рискующих попасть в сачки, и муравьиная армия – бесперебойный, жесткий конвейер, выплевывающий несистемные элементы. Итог один: дело не в окружении, а в отношении к друг другу, и только человечность может изменить всё. В финале спектакля в людей превращаются не только неугомонные друзья, но и все их одноклассники, пусть и метафорически: они впервые поверили и поддержали переживающего Юру Баранкина, который думал, что потерял друга Костю в переделке с пауком (кстати, детей в зале мохнатый, игрушечный и огромный паук тоже изрядно напугал). Самой последней превращается в человека староста Зойка Фокина (София Богачёва), в большущих очках и с не менее большущими бантами, – она долго не снимает свою маску типичной зазнайки, и расцветает только когда Юра и все-таки выживший Костя очаровательно целуют ее в щеки во время нравоучения.

Спектакль воспринимается легко и непринужденно: юные артисты из Детского музыкального театра юного актера естественны и органичны на сцене, пластично двигаются, хорошо прозвучивают тексты и действительно профессионально поют. Даже если родителям в зале и приходилось объяснять слова своим детям, то вряд ли это вызвало много проблем. Кроме того, сама музыка Подгайца легко ложится на слух и запоминается. Композитор всегда отличается цепкостью ритмов и приятными мелодиями, хорошо подходящими для детского восприятия. В YouTube можно найти много его отличных детских хоров с какими угодно звукоэффектами, что всегда не только хорошо слушается, но и восторженно воспринимается самими маленькими исполнителями.

Большую исполнительскую работу проделали Дмитрий Волосников и оркестр театра «Новая опера». Во-первых, работа с детьми на сцене – это особая задача, когда нужно помочь им ухватить темп, проконтролировать вступления и не заглушить их оркестром, во-вторых, нужно добиться точного звучания всех острых ритмов, постоянных смен размеров, создающих ту самую озорную энергию, и, конечно, вывести общую динамическую драматургию звучания, контрастных смен всех сцен. Дмитрий Волосников, постоянный дирижер «Новой оперы», мастерски справился с задачей, и даже если в паре сцен были более осторожные темповые решения, то они оправданы слаженным и точным результатом. Несколько персонажей прекрасно исполнили опытные артисты театра «Новая опера», добавив необходимую пропорцию «взрослости» в спектакль. Правда, возникал некоторый контраст между детским пением, приближенным к эстрадной манере, и оперным вибрато, что особенно было заметно в плачущей песне Мамы Воробьихи в исполнении Джульетты Аванесян и немного у кошки Муськи – Анны Синицыной. Мужские партии (Папа Воробей – Александр Попов и Главный Муравей – Сергей Тарасов) получились в этом отношении более естественными, впрочем, и их роли деспотического толка не особенно провоцировали на подобные распевы.

Стильная сценография от Максима Обрезкова – еще один важный элемент спектакля. Приятные, рисованные видеопроекции смотрятся и по-детски уютно, и современно, и правильно настраивают на каждую сцену, перенося то в школьные чертоги, то в воинственные миры муравейника. Костюмы от Елены Бочаровой выглядят без чрезмерной пышности и навороченности, однако мобильны и оригинальны: что забавные воробушки с фетровыми вставками для пущей полетности, что семейство муравьев с милыми усиками и черными брюшками. Кроме того, именно костюмы отражают основную идею спектакля: разноцветные комбинезоны у Малинина и Баранкина изначально выделяют их среди будничных школьных форм одноклассников, а большие буквы М и Б на них не только помогают разобраться маленьким зрителям, где главные герои, но и выделяют личности их персонажей на фоне безымянных друзей. Человек в спектакле – это человек, а не винтик системы, однако он не меньше других нуждается в заботе, поддержке и любви окружающих. Может, это и детский спектакль, но темы наивными назвать нельзя, и исчезающая человечность в техно-токсическом мире виртуальных пространств – важная болевая точка современного общества.

Татьяна ЯКОВЛЕВА