9 июня на единственном концерте в Перми, а затем c 27 июля по 19 августа на Зальцбургском фестивале оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита». Режиссером-постановщиком сценической версии в Австрии выступит Питер Селларс.
musicAeterna первым из российских коллективов примет участие в центральной постановке крупнейшего и наиболее престижного фестиваля в мире академической музыки на родине гениального композитора. Явлению, которое критики давно окрестили «пермским Моцартом», придаст огранку Питер Селларс — всемирно известный американский театральный режиссер, в прошлом плодотворно работавший с Теодором Курентзисом над дилогией «Иоланта»/«Персефона» и нашумевшим спектаклем «Королева индейцев».
Питер Селларс, режиссер-постановщик:
— Я думаю, тема «Милосердия Тита» — самая важная в творчестве Моцарта. Каждая его опера заканчивается примирением, которое каким-то образом позволяет собрать части мира, который пребывает в состоянии войны. Через всю эту ненависть, предательство и боль ты видишь, как люди прощают друг друга и пытаются начать всё заново.
Опера «Милосердие Тита» была создана композитором в расцвете творческих сил. К тому моменту уже были написаны «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», три последние симфонии, в разгаре велась работа над «Волшебной флейтой» и в самом начале — над «Реквиемом». По историческим свидетельствам, Моцарт создал эту оперу всего за 18 дней — это вчетверо меньше, чем проведут на репетициях музыканты musicAeterna.
Перед постановкой в Зальцбурге опера будет представлена в концертном исполнении с участием приглашенного из Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского тенора Сергея Година и солистов Пермской оперы:
Тит Флавий Веспасиан — Сергей Годин
Вителлия — Надежда Павлова
Секст — Дарья Телятникова
Сервилия — Наталья Кириллова
Анний — Наталия Ляскова
Публий — Владимир Тайсаев
В «Милосердии Тита», сохраняющем каноны жанра opera seria, звучат высокие голоса и виртуозные арии, а в основе сюжета лежит легендарно-исторический сюжет. При этом соблюдается четкое распределение сценического действия и музыки. Эти условия позволят еще ярче проявиться работе дирижера, известного тщательной проработкой звука, страстью к контрастам и необычным взглядом на расстановку акцентов.
Музыка Моцарта стала лейтмотивом первых трех лет художественного руководства Теодора Курентзиса. В рамках масштабного проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми» один за другим на сцене театра с участием солистов первой величины были поставлены совместные творения великого композитора и великого либреттиста: «Так поступают все женщины»/Cosi fan tutte, «Свадьба Фигаро»/Le nozze di Figaro и «Дон Жуан»/Don Giovanni. За это время проект породил новое культурное явление, названное «пермским Моцартом». Оставаясь в руках дирижера Теодора Курентзиса, серия постановок становилась полем для разных режиссерских решений.
Все три оперы были номинированы на высшую национальную театральную премию «Золотая Маска» и получили благосклонные отзывы критики и публики. Эти же произведения стали предметом коллаборации Пермского театра оперы и балета с одним из мировых лидеров в области аудиозаписи — компанией Sony Classical. При участии музыкантов обоих оркестров и артистов оперной труппы в театре были записаны все три шедевра Моцарта. Впоследствии релизы были удостоены премий ECHO Klassik и BBC music magazine.