Волгоградский музыкальный театр, впервые приехавший на фестиваль «Видеть музыку», представил на сцене «Геликон-оперы» мюзикл, созданный на основе классического фильма Марка Захарова.

Обыкновенное чудо «Обыкновенного чуда»

А чего можно было ожидать от «Обыкновенного чуда» – спектакля, где половина номеров – гениальные и легендарные, а половина – так себе (это я еще выбираю выражения), написанные специально для того, чтобы замечательная пьеса Григория Горина со стихами замечательного Юлия Кима (по мотивам не менее замечательной сказки Евгения Шварца) с музыкой замечательного Геннадия Гладкова стала театральным мюзиклом? Невыразительность дополнительных номеров решила первое действие. Оно скучное. А также скучно – когда видно, что артисты уж очень сильно проигрывают в сравнении с фильмом. И это неизбежно. А знаете, почему? По большей части они пытаются повторить образы, уже созданные до них и полюбившиеся зрителям. Мое убеждение – все было бы иначе, если бы они попытались найти свое. Может, даже перпендикулярное. Ну разве обязателен для короля именно такой «леоновский» характер – самоироничный, симпатичный и дуракавалятельный? А если бы он, скажем, грустил, что родился злодеем? Или, наоборот, веселился по тому же поводу? Или нервничал и расстраивался? Все возможно, если актер осмелеет отойти от клише. Если режиссер осмелеет и предложит это актеру. Не осмелели. Решили, что так будет правильнее.

Во втором действии музыка Геннадия Гладкова, стихи Юлия Кима и драматургия Григория Горина все больше захватывают. Артисты все энергичнее включаются в мюзикльное действие. Становится интересно. Перестаешь обращать внимание на малоинтересные дополнительные номера. Перестаешь сравнивать этих и тех. И плывешь по волнам одной из самых волнующих историй о любви. Есть, правда, довольно большой кусок без музыки в середине первого действия, где происходит много всего драматургического и смыслового. Но там, где музыки долго нет, всегда есть провис. Ситуация вроде бы безвыходная, но это только кажется. У режиссера всегда есть возможности «размочить» музыкой «сухие» эпизоды.

Что сказать про сценографию и костюмы? Они не мешают. Но хочется побогаче и поизобретательней.

Что сказать про хореографию? Сцендвижение ушло далеко вперед и научилось поддерживать драматургию спектакля.

Что сказать об актерах? Кто-то лучше, кто-то хуже, но я бы не стал особенно выделять никого. Так уж повелось – репертуарный театр должен занять и тех и других. Труппа есть труппа. И все же есть артист, о котором надо сказать, и вот почему: он очень динамично и при этом достаточно выразительно говорит. Именно так, как надо, чтобы не сажать темп мюзикла. Это Максим Сытин в роли Эмиля. Чего хочется пожелать и другим, хорошо поющим (Валерии Головкиной – Принцессе, Леониду Маркину – Волшебнику), но слишком увлекающимся драматическими отыгрышами. Но понять их можно. «Обыкновенное чудо» – пьеса необычная для привычных нам мюзиклов, как правило, примитивных по драматургии. И актерам хочется «размяться»…

Проблемы, на мой взгляд, у «Обыкновенного чуда» Волгоградского музыкального театр есть, и серьезные. Но такая уж аура у этой пьесы, у этих стихов и музыки, у этой сказки, что она вызывает улыбку и ощущение «ах, как хорошо!». И это «обыкновенное чудо» происходит. К концу спектакля. Режиссер Александр Кутявин и артисты тонко чувствуют, когда нужно эмоционально взорваться, может, даже и пережать, но ярко, волнующе (оркестр под управлением молодого дирижера Дениса Шитова отлично справляется с этой и прочими задачами). И когда нужно замереть и просто смотреть, задрав головы вверх, туда, где любовь спасает обреченных влюбленных и всех нас.

Лев ЯКОВЛЕВ