10 июня в Саратовском театре оперетты состоится российская премьера мюзикла «Женитьба Фигаро» композитора Виталия Окорокова, уроженца Саратова
Виталий Окороков, написавший множество хитов, которыми в лихие девяностые саратовская группа «Комбинация» зажигала всю страну, уроженец города, где «огней так много золотых». Помимо песен он создал немало произведений других музыкальных жанров. К одному из них – мюзиклу «Женитьба Фигаро» Саратовский театр оперетты присматривался давно. И вот, наконец, звезды сошлись, соединив давно живущего в Москве композитора Виталия Окорокова и экс-солистку саратовской оперетты, а ныне режиссера и продюсера из Санкт-Петербурга Галину Тарасову, давно мечтавшую поставить этот мюзикл на сцене родного театра. Творческий дуэт обратился к директору театра Александру Горнову с предложением, которое совпало с намерениями самого театра. Так родился тройственный союз земляков. Недавно «дитя» их сотрудничества увидело свет рампы саратовской оперетты.
Надо заметить, «Фигаро» не первая постановка Г. Тарасовой в Саратове. Шесть лет назад она в содружестве с петербургским театральным художником Б.Анушиным выпустила здесь музыкальную комедию «Здравствуйте, я ваша тетя» О. Фельцмана, ставшую одной из заметных работ театра.
Это обстоятельство подогревало интерес зрителей к новой постановке. Удастся ли ей повторить свой первый успех? Сможет ли она без ощутимых потерь подчинить законам мюзикла материал великой комедии? Сумеет ли освободить его от изрядного налета нафталинового блеска и при этом соблюсти уважение к традициям сценических прочтений комедии?
Премьера спектакля показала: Г. Тарасова смогла и сумела. Ей удалось создать легкий, веселый, жизнерадостный, брызжущий яркими красками спектакль, в котором в гармоническом единстве слились не претендующая на глубину шлягерная музыка, хороший вокал, высокий уровень актерской игры и блеск выступлений балетной труппы.
Режиссерский стиль Г. Тарасовой традиционен, но именно в этом, как бы странным это ни казалось, и состоит его главное достоинство, можно сказать его фирменная фишка. Постановщик спектакля принципиально отвергла модные ныне в режиссерском цехе изыски в виде переначивания текста первоисточника в угоду приближения его к современным реалиям, переосмысливания сюжетных линий и взаимоотношений героев, иногда искажающего смысл произведения. Строго следуя духу и букве шедевра П.Бомарше, таящего в себе кладезь вневременных истин, и опираясь на музыкальный материал, задающий ритм сценическому действию, Г.Тарасова сосредоточила свое внимание на исследовании внутреннего состояния героев, охваченных любовной лихорадкой. И оказалось, что история о том, как умный, обаятельный, наделенный житейской смекалкой, но обделенный богатством молодой человек ставит на место пресыщенного жизнью и роскошью вельможу, не просто современна, а весьма и весьма злободневна. Словно бы являя собой слепок сегодняшнего общества, разделенного по принципу: богатый – бедный, эта история помогла зрительному залу вновь постичь непреложную истину об извечном противостоянии добродетели и порока, вместе с героями придти к безусловному выводу о том, что лицо, воплощающее понятие «порока», каким бы богатством ни владело, какой бы социальный статус ни занимало, непременно будет осмеяно.
Достойным союзником Г.Тарасовой выступил в спектакле художник Б.Анушин. Выполненное им сценографическое убранство сцены было визуальным продолжением режиссерского замысла. Лишенный «опереточной» вычурности, сценографический образ спектакля был прост, традиционен, однако не лишен изысканного изящества. На сцене все дышало теплотой. В такой обстановке актеры чувствовали себя комфортно, что естественно сказывалось на градусе актерской игры.
Вторая фишка спектакля – молодежный состав мюзикла. Это было также принципиальное решение режиссера. Признанные мастера театра (А.Горевой, А.Хрусталев, Р.Улямаев, Н.Сухоручкин) ведут свои роли легко, непринужденно, с полным пониманием законов жанра. Но драйв на сцене создает артистическая молодежь. Именно от игры молодых актеров, их темперамента, азарта, внутренней неистовости, увлеченности в зал передавался такой заряд энергии и чувственной страсти, что не поддаться обаянию самозабвенной игры артистов, с упоением и неподдельной естественностью воплощающих подлинность чувств своих героев, просто не возможно.
Великолепен в роли Фигаро А.Мухаметдинов, одинаково органичный в ролях и фрачных героев, и сказочных принцев, и острохарактерных персонажей, как, например, в роли Джо/Джозефины в театральном ревю «В джазе одни девушки». Растущее мастерство артист продемонстрировал и в новом спектакле. Анализируя игру артиста, невозможно не заметить его влюбленность в своего героя. Отсюда легкость, тонкость в передаче мельчайших движений души создаваемого персонажа. Фигаро у А. Мухаметдинова энергичный, импульсивный, знающий себе цену молодой человек, умеющий постоять за себя. Его оружие – природный, изворотливый ум, который как орешки щелкает полные интриг и коварства шарады графа. Сгораемый от страсти к Сюзанне, Фигаро неистово борется за свое счастье, с озорством насмешника обнажая подлинное лицо своего хозяина – ловеласа и охотника до юных женских сердец.
У другого исполнителя М. Крещикова образ Фигаро получился абсолютно иным, но не менее интересным. Несколько внешне неуклюжий он поражает подвижностью своего ума, интеллектом, постоянно загоняющим графа в угол.
Достойным соперником Фигаро выступает граф Альмавива в исполнении Д. Вильперта. Самовлюбленный павлин, надменный красавец, умеющий слушать и слышать только себя – эту характеристику героя артист передает с напором молодого темперамента. Казалось бы, уже этой краски было достаточно для создания яркого образа. Но актер пошел дальше. Что влечет графа к женщинам? Только ли неудовлетворенная страсть или жажда любовных утех? Что заставляет его так упорно домогаться Сюзанны? Только ли право первой брачной ночи? А может быть то, что не может дать ему его законная супруга?
Хороши женские образы спектакля. Поразила дебютантка А.Луканова в роли графини Розины. Её героиня – милое, доброе, покорное существо с вечно испуганными глазами, выступает союзницей Фигаро и Сюзанны в их борьбе с графом за свою любовь. Окунаясь с головой в перипетии этого противостояния, испытывая череду треволнений, она понимает, какой должна стать жена, чтобы быть равной супругу. Образом волевой, темпераментной Сюзанны (Ю.Боборыко/ Т.Савинова) театр открывает зрителям тайну привлекательности женщины. Острохарактерная роль ключницы Марселины позволила Е. Комиссаровой доказать неисчерпаемые возможности своего комедийного дара. Т.Делавер с успехом воплотила образ Фаншетты – созревшей девушки, мечтающей о замужестве.
Под стать женским образам мужские персонажи спектакля. Смешон садовник Антонио у харизматичного А.Каленюка, сумевшего силой своего обаяния придать роли второго плана статус центральной. Забавен в эпизодической роли Пастушка Р. Каляев, обнаруживший драгоценное умение легко и свободно чувствовать себя в комедийном материале. Пластически выверенный образ пажа Керубино, этакого шалунишки по части женского пола создал А. Кузнецов.
Третья фишка спектакля – участие в нем балетной труппы. В мюзикле множество балетных дивертисментов, сочиненных главным балетмейстером театра, лауреатом международных конкурсов В.Ломакиным. Являясь органической и неотъемлемой частью сценического действия, каждый из них не просто украшает спектакль, поддерживая его возвышенный эмоциональный тонус. Каждый помимо этого несет огромную смысловую нагрузку. Средствами танца, яркого, острого, насыщенного элементами современных стилей, театр углубляет характеристики героев, раскрывая тайны психологического состояния, обнажая внутренние пружины их поступков и стремлений.
Первые показы мюзикла обещают спектаклю счастливую сценическую жизнь.