О театре
Один из старейших музыкальных театров России, Пермский оперный ведет свою официальную хронику с 1870 года. В этот год состоялась первая премьера — опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 1926 году прошла первая балетная премьера — «Жизель» Адольфа Адана.
В ходе своей почти 150-летней истории Пермский театр оперы и балета обрел двух духовных покровителей в лице великого композитора XIX века Петра Ильича Чайковского и великого импресарио ХХ века Сергея Павловича Дягилева. В разные годы на пермской сцене были поставлены все оперы и балеты Чайковского, что и определило уникальный стиль театра и стало почетным поводом для присвоения театру имени композитора в 1965 году. Золотые страницы в хронике связаны также с фамилией Дягилевых. В XIX веке, когда возводилось каменное здание театра на средства от благотворительных сборов горожан, большой вклад внес дед импресарио — Павел Дмитриевич. В 2003 году по инициативе театра состоялся первый Международный Дягилевский фестиваль, обозначивший географическую ось взлета великого театрального провидца: Пермь — Петербург — Париж. Дягилевский фестиваль сегодня — это центр актуальных тенденций в академической музыкальной жизни, настоящая творческая лаборатория по достижению высокого музыкального качества.
Репутация «музыкальной лаборатории» сопровождает театр с середины ХХ века. Предыдущие годы расцвета связаны с именами таких мастеров оперной режиссуры, как Николай Боголюбов, Иосиф Келлер, Эмиль Пасынков, Георгий Исаакян, и балетмейстеров — Николая Боярчикова, Кирилла Шморгонера.
Нестандартные постановочные решения классики, освоение современного музыкального материала и нетривиальные фестивальные проекты — то, что выделяло Пермский театр во все времена. Здесь состоялись российские премьеры таких опер, как «Пена дней» Эдисона Денисова, «Клеопатра» Жюля Массне, «Лолита» Родиона Щедрина, «Альцина» Георга Фридриха Генделя, «Орфей» Клаудио Монтеверди, Medeamaterial Паскаля Дюсапена, «Королева индейцев» Генри Пёрселла. Отсюда начиналась сценическая жизнь новоиспеченных произведений: «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского, «Носферату» Дмитрия Курляндского, «Малахитовая шкатулка» Дмитрия Батина, «Геревень» Владимира Николаева.
«Золотой фонд» Пермского балета составляют шедевры мировой классики: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Сильфида», «Видение розы», «Шопениана». Именно Пермь стала первой в России исполнять балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина, а вслед за тем хореографию Джерома Роббинса. Только на пермской сцене в России идут «Свадебка» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта.
Пермь называют третьей балетной Меккой в стране. Неподалеку от театра расположен Пермский хореографический колледж, взявший от более крупных коллег лучшее: петербургскую виртуозность (в 1940-е годы в Перми находились в эвакуации Ленинградский театр оперы и балета (Мариинка) и Ленинградское хореографическое училище) и московскую эмоциональность исполнения (на протяжении тридцати лет пермскую балетную школу возглавляла «москвичка» Людмила Сахарова). На стыке двух систем сформировался индивидуальный стиль, который демонстрирует труппа Пермского театра. С 1990 года в Перми проводится Открытый конкурс молодых артистов балета «Арабеск», с 2012 года носящий имя легендарной русской балерины Екатерины Максимовой.
Уникальная особенность Пермского балета — и в его работе с раритетным материалом. В 2011 году балет «Шут» Сергея Прокофьева спустя 90 лет со дня первой премьеры был вновь явлен миру в приближенных к оригиналу декорациях и новой хореографии. В 2015-м обещает сенсацию «Шостакович проект» — вечер одноактных балетов «Оранго» и «Условно убитый». Интеллектуальный панорамный подход — отличительная черта почерка главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, возглавляющего танцевальную труппу с 2009 года.
Новая эпоха в истории театра началась в 2011 году — с приходом на пост художественного руководителя одного из самых неординарных дирижеров современности Теодора Курентзиса. С этого момента началось существенное реформирование системы репертуарного планирования: театр переходит на принцип stagione — представление спектаклей блоками, что продиктовано стремлением к самому высокому уровню исполнения.
Достижения Пермского театра оперы и балета были неоднократно отмечены премиями Национального театрального фестиваля-конкурса «Золотая Маска». В 2013 году театр получил рекордные семнадцать номинаций, а в результате — четыре премии. В 2014 году камерный хор musicAeterna был номинирован на международную премию Opera Awards за выдающееся выступление в спектакле «Королева индейцев», а музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис был выдвинут на соискание премии в номинации «Лучший дирижер». Сам спектакль стал лауреатом премии Casta Diva за 2013 год в номинации «Событие года».
«Королева индейцев» — пример успешной копродукции Пермского театра оперы и балета с Королевским театром в Мадриде и Английской национальной оперой в Лондоне. Осенью 2013 года театр представлял Пермский край в рамках самых продолжительных в своей истории заграничных оперно-балетных гастролей в столице Испании. Ежегодно огромный успех сопровождает гастроли Пермского балета во Франции и Ирландии. В 2014-м оркестр и хор musicAeterna совместно с международным ансамблем солистов совершили гастрольный тур (Пермь, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон) с программой, включающей концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Пёрселла и псалом Dixit Dominus Генделя.
В новом ракурсе предстает театр в коллаборации с одним из мировых лидеров в области аудиозаписи, компанией Sony Classical. При участии музыкантов обоих оркестров и артистов оперной труппы в театре были записаны два шедевра Моцарта — Le nozze di Figaro (релиз 2014 года) и Cosi fan tutte, а также Концерт для скрипки с оркестром П. Чайковского (солистка — Патриция Копачинская). Проект реализуется в рамках эксклюзивного долгосрочного контракта, подписанного Sony Classical с Теодором Курентзисом и театром. В октябре 2014 года планируется осуществить запись Don Giovanni. Кроме того, готовятся к выходу CD с музыкой Рамо и два сочинения Игоря Стравинского — «Весна священная» и «Свадебка».
Музыка Моцарта стала лейтмотивом первых трех лет художественного руководства Теодора Курентзиса. В рамках масштабного проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми» один за другим на сцене театра с участием солистов первой величины были поставлены два из трех совместных творения великого композитора и великого либреттиста. На протяжении всего периода проект, приведший к появлению такого культурного явления, как «пермский Моцарт», оставался в руках дирижера Теодора Курентзиса и при этом представлял варианты разных режиссерских решений. Премьера Don Giovanni в сентябре 2014-го станет завершением «Трилогии» и предыдущего этапа в жизни Пермского театра оперы и балета, открывая путь для новых достижений.
Руководство
АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БОРИСОВ
Исполнительный директор Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского
В 1996 году окончил исторический факультет Пермского государственного университета (ныне ПГНИУ), в 2000-м аспирантуру вуза. Кандидат исторических наук.
С 2002 по 2007 год сотрудничал с Администрацией губернатора Пермского края:
— руководитель Экспертной группы по межнациональным отношениям Аппарата администрации Пермской области (2002—2005);
— член Координационного совета по межнациональным отношениям при губернаторе Пермской области (2003—2005);
— член Координационного совета по межнациональным отношениям при губернаторе Пермского края (2006—2007).
С 2008 года заместитель председателя Главной аттестационной комиссии Министерства образования Пермского края.
В сентябре 2014 года возглавил Государственный архив Пермского края. С 15 апреля 2017 года исполнительный директор Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Контакты
614000, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, 25а
Дирекция
8 (342) 212-54-16, факс 212-18-46
Отдел по связям с общественностью
8 (342) 212-31-92, факс 212-92-44
Автоинформатор
8-809-300-80-30
Касса и отдел продаж
8 (342) 212-30-87, 212-54-85
Отдел по организации гастролей
8 (342) 210-93-11