alexandrovХудожественный руководитель государственного камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ-Опера»

В 1974 году Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль – «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР. С 1977 года работал в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова.

В 1987 году основал и возглавил Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ-Опера».

Народный артист РФ

∙ Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»

∙ Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»

Удостоен звания Человек 2009 года Республики Карелия

∙ НагражденПремией правительства в номинации «За достижения в области музыкально-сценического искусства» (2015)

Постановки, осуществленные Ю. Александровым на сцене Мариинского театра:

«Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Королева мая» Кристофа Глюка, «История Кая и Герды» Сергея Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Мавра» Игоря Стравинского, «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера в опере»), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль»), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и другие.

В Петербурге многие оперы были поставлены только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти, «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Сокол» Дмитрия Бортнянского, «Белая роза» Бернда Алоиса Циммермана, «Верую» Валерия Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова, «Игроки-1942», «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа, «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Туда и обратно» Пауля Хиндемита, опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля, «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса, «Искатели жемчуга»Жоржа Бизе. Многие из этих произведений поставлены впервые в России.

Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Александровым в оперных театрах России и зарубежья. В Москве: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти («Новая Опера» им. Евгения Колобова). В Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти. В Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта. В США – «Пиковая дама» Чайковского, в Белоруссии – «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В Латвии – «Любовный напиток» Доницетти, в Литве – «Дон Жуан» Моцарта. В Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючияди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева.

Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005-2006 годов. Он осуществил 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (США), «Черевички» Чайковского в прославленном театре Ла Скала (Италия), «Турандот» Пуччини в Арена ди Верона – беспрецедентный случай в театральном мире: впервые в истории итальянский оперный театр доверил постановку оперы итальянского композитора российскому режиссеру!

Стиль режиссуры Юрия Александрова – это оригинальность замыслов, парадоксальность и неожиданность решений, своеобразие эстетического восприятия. Его творчество исключительно многообразно, для него не существует строгого, канонизированного понятия «опера», он смело экспериментирует с классическим оперным текстом. Наблюдать за развитием мысли в его постановках и увлекательно, и непросто: спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Сценическая метафора – один из основных приемов Юрия Александрова, через который объемно и образно раскрывается богатый внутренний, философски-поэтический мир режиссера.