Иркутский музыкальный театр в рамках фестиваля «Видеть музыку» показал на сцене Детского музыкального театра им. Н.И. Сац мюзикл «Две королевы» по мотивам пьесы «Ваша сестра и пленница» Людмилы Разумовской, автора нашумевшей в 80-е годы пьесы «Дорогая Елена Сергеевна».
Сомнения в правах моих исчезнут
В тот самый миг, когда исчезнешь ты!
Когда у бриттов выбора не станет,
Законной буду я в любых глазах.
Ф. Шиллер («Мария Стюарт»)
Нельзя не восхититься смелостью и даже в какой-то мере дерзостью авторов и постановщиков (либреттист и режиссер Анна Фекета, композитор Антон Светличный, дирижер Михаил Тарасов), которые, при наличии известных опер Гаэтано Доницетти и Сергея Слонимского, решились на свою музыкально-сценическую версию соперничества двух великих женщин – Марии Стюарт и Елизаветы Тюдор, их борьбы за английский трон и за любовь. Решились и не проиграли – «Безумству храбрых поем мы песню!»
Спектакль вышел почти одновременно с широко разрекламированным, но не имевшим зрительского успеха фильмом британского театрального режиссера Джози Рурк «Две королевы» (2018) по сценарию знатока современных политических интриг американца Бо Уиллимона.
Художественная правда не тождественна правде жизни. Действие многих произведений Шекспира, например, происходит в разные эпохи в разных странах мира, но описывал великий бард Эйвона по сути своей елизаветинскую Англию XVI столетия. Персонажи его произведений, датские придворные или граждане Древнего Рима, ведут себя так же, как англичане эпохи Возрождения.
Мюзикл «Две королевы» тоже на историческую тему, и он тоже далек от правды жизни в «делах исторических», но будто списан с жизни – в страстях и эмоциях. В его основе не только соперничество лицемерной Елизаветы и дерзкой упрямицы Марии Стюарт, что во все времена волновало и продолжает волновать писателей, поэтов, художников и музыкантов, а вечный выбор человеком жизненного пути. Правда, в спектакле иркутян обе героини настолько погрязли в интригах, казнях и разного рода жестокостях, что на выбор пути времени почти не остается.
Главную задачу спектакля режиссер Анна Фекета видит в возможности поделиться с нами, зрителями, своим видением мира, своими представлениями о человеке и его месте в этом мире, а вовсе не интерпретировать на сцене страницы давней истории, да еще в музыкальном переложении.
Мюзикл «Две королевы» привлекает логикой сценарной разработки, изобретательностью художественных решений, эмоциональной наполненностью и образной выразительностью. В нем воссоздана динамичная, полнозвучная жизнь со всеми ее превратностями, противоречиями в чувствах и поступках. Психологическое напряжение, искренние порывы, пылкие страсти в драматическом и вокальном исполнении артистов не могут не волновать зрителей.
Маленькой каплей дёгтя в этом огромном бочонке-мюзикле первоклассного режиссерского мёда является, на мой взгляд, переизбыток отдельных сцен, особенно в первой части, посвященной Марии Стюарт (Александра Гаращук).
Музыку – проникновенную, образную, многокрасочную, ритмичную, ставшую эмоциональной основой вокала и драматургии спектакля в целом, – сотворил молодой ростовский композитор Антон Светличный. Он привнес в нее усложненный и разнообразный звуковой спектр, вплоть до шумов, и включил в партитуру изящно обработанные темы из произведений Карла Корфа, Мориса Равеля, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева… Приятно вспоминать узнаваемое. Сегодня подобная заморская метóда стала у нас модной (Леонид Десятников, Илья Демуцкий, Лера Авербах, Владимир Купцов и другие). Хорошо это или плохо – рассудит беспристрастное время.
Роль Джеймса Босуэла стала бесспорной творческой удачей Гейрата Шабанова. Убедительный в драме и вокале, он предстает живым, целеустремленным, но расчетливым, жестким, а порой и жестоким при достижении поставленной цели человеком, готовым брать неприступные крепости. Мария Стюарт с королевским троном – одна из них.
Совсем иными драматическими и вокальными красками рисуют композитор и режиссер портрет лорда Лестера, фаворита королевы Елизаветы (Максим Колесников). Его нерешительность и стремление угодить нарушаются «всплесками» обиды, беспомощного гнева, но тут же гаснут (грозна и непредсказуема Елизавета в гневе!). Это состояние вечных сомнений и неуверенности в себе, постоянной борьбы между душевными порывами и страхом за их последствия красной нитью проходит через всю роль Лестера («Герой – но боится, красавец – но не молодец!» – характеризует таких людей народная молва.)
В роли королевы Елизаветы Тюдор удачно выступила Анна Рыбникова, актриса, обладающая красивым голосом и бесспорным драматическим дарованием. Ее героиня – истинная владычица Англии, умная, коварная, лицемерная, но при этом глубоко несчастная женщина. Ради короны Елизавета принесла в жертву всех, кто любил её и кого любила она сама.
Не менее убедительны другие сценические характеры, узнаваемые типажи мюзикла «Две королевы», наделенные индивидуальными вокальными, пластическими и образными красками. Это – храбрый перед шутом, но трусливый и жалкий перед влиятельными лордами Генри Дарнлей, король Шотландский (Егор Кириленко); влиятельная католичка леди Хантлей (Любовь Полякова); опора елизаветинского трона лорд Нортумберленд (Александр Айдаров); лукавый царедворец лорд Сесил (Владимир Яковлев)…
Особо следует сказать о массовых сценах с танцами (хореограф Александра Журавлева) и эпизодах сценического боя, мастерски поставленных Алексеем Потаповым, которые добавили спектаклю энергетики и образности.
Изобретательная и функциональная сценография Олега Головко позволила воссоздать на сцене эмоциональную атмосферу двух королевских дворов Англии XVI века. Художник Галина Мельник талантливо «высветила» сцены и характеры героев, а костюмных дел мастер Евгения Шутина придумала более 200 нарядов для всех исполнителей согласно их месту и роли в спектакле.
Получился очень театральный и очень зрелищный мюзикл о любви и ревности, о власти и борьбе за нее, и о том, что каждый человек сам выбирает свой жизненный путь.
Валерий МОДЕСТОВ