Юбилейный, десятый Международный Дягилевский фестиваль завершается традиционным концертом Фестивального оркестра. Расширенный состав оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит Шестую симфонию Густава Малера.

За 14 дней фестиваля состоялось 25 событий основной программы, 20 — в рамках образовательной программы и более 150 мероприятий в Фестивальном клубе. Более 14 тысяч человек стали свидетелями 16 концертов, 4 опер, 3 балетов, 2 выставок и поэтического вечера. В этом списке — мировые премьеры хоровой оперы Tristia и произведения Александра Хубеева Game over для двух струнных квартетов и фортепиано, премьера оперы «Травиата» режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. В общей сложности в основной программе фестиваля звучало более 70 часов музыки композиторов пяти столетий — от Чиприано де Роре до Леонида Десятникова. Мероприятия со свободным входом в Фестивальном клубе и частной филармонии «Триумф» посетили более 12 тысяч человек.

Участники и гости фестиваля представляли более 12 стран мира, такие как: Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Россия, США, Франция, Швейцария и другие.

Впервые в рамках Дягилевского фестиваля состоялась образовательная программа, в которой приняли участие 45 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и даже из Китая. Мастер-классы пианистам давали Михаил Мордвинов и Полина Осетинская, скрипачам — Алина Ибрагимова, Томас Цейтмайер и Каролин Видман, дирижерам — Теодор Курентзис.

Во второй раз в этом году вручена Премия Дягилевского фестиваля для молодых критиков в области академической музыки и музыкального театра «Резонанс» (напомним, она была учреждена в 2014 году). Награды в 2016 году распределились следующим образом:

Номинация «Лучший критический текст»:

  • Премия I степени — не вручена;
  • Премия II степени — текст Наталии Сурниной «Семь кругов ада в гостиничном номере»;
  • Премия III степени — текст Аи Макаровой «Ломать — не строить. О спектакле Андрия Жолдака „Евгений Онегин“».

Авторам достались памятные медали, дипломы и денежные призы в размере 75 000 и 50 000 рублей (премии II и III степени).

Событийный формат — Фестивальный клуб, — отлично зарекомендовавший себя в прошлые годы, во время десятого Дягилевского фестиваля расширился в три раза. В пространстве клуба и малого павильона-купола состоялось около 150 событий (в 2015-м — 60): лекции и обсуждения, творческие встречи и видеопоказы; была организована детская и семейная программы (около 400 детей и взрослых приняли в них участие). 150 человек занимались йогой, капоэйрой и бегом в Театральном сквере. Для зрителей работала кофейня на открытой веранде клуба, а партнер фестиваля — телеком-оператор «Дом.ru» — снабжал всех желающих бесплатным доступом в Интернет. Около 2500 фотографий с хэштегом #diaghilevfest напечатаны с помощью Инстапринтера. За 14 фестивальных дней на разных мероприятиях в клубе побывали более 12 500 человек.

Проект «Место встречи» поставил своего рода рекорд по взаимодействию с партнерами. Его программа была организована при участии 40 институций: культурно-образовательных учреждений, бизнеса, клубов по интересам и неформальных объединений.
12 экскурсоводов провели 26 бесплатных экскурсий по Театральному скверу для 315 участников, еще 110 любознательных пермяков приняли участие в экскурсиях от горожан в рамках проекта «Свое видение». Виртуальную экскурсию по Театральному скверу на платформе приложения Maugry скачали более 150 раз.

Повышенное внимание к Дягилевскому фестивалю отмечают и критики:
«Ажиотаж в Пермском театре оперы и балета, где в эти дни проходит Дягилевский фестиваль, случился беспрецедентный. В зале мелькали московские лица; москвичей было едва ли не больше, чем местных. И понятно почему: Пермь радует столичных снобов дерзкими новациями в области музыкального театра, предлагая изысканное музыкальное меню и по части барочной музыки, и в области современной». (Гюляра Садых-заде, «Ведомости»)

«На открытии Дягилевского фестиваля в Перми состоялась главная оперная премьера российского сезона. Этот ее статус был ясен задолго до самого события, просто иначе и быть не могло — «Травиату» Верди ставит великий Боб Уилсон! Классик-реформатор со своей командой прибыл репетировать на Урал, отвесил комплиментов Пермскому оперному и даже провел полуторачасовую встречу с публикой. Ощущение события невероятной важности висело в воздухе, билетов на три спектакля давно было не достать, самолеты, поезда и машины из разных городов и стран свозили публику в вечерних платьях. Того, что творилось с вопящим и свистящим залом по окончании спектакля, я не видела никогда». (Екатерина Бирюкова, Colta.ru)

«Каждый год Пермский театр оперы и балета им. Чайковского и другие организаторы фестиваля совершают подвиг, сравнимый с подвигами самого Дягилева, и собирают в своем городе лучшее из мира музыки и музыкального театра. В нынешнем году фестиваль делает акцент еще и на обширной образовательной программе». (Buro 24/7)

Фестиваль завершается. Впрочем, напомним, его эхо в России услышат в конце лета: с 16 августа в кинотеатрах страны начнутся показы видеоверсии «Травиаты» Теодора Курентзиса и Роберта Уилсона.

Работа над программой, которой фестиваль будет удивлять зрителей в следующем году, уже началась. Одиннадцатый Международный Дягилевский фестиваль пройдет в Перми с 10 по 21 мая 2017 года.