2017-й год в «Премьере» имени Леонарда Гатова пройдёт под знаком юбилеев двух великих людей. Леонард Гатов и Юрий Григорович – два звонких имени, две сияющие личности, которые во многом определили судьбу творческого объединения и стали символами его достижений.
Как известно, талантливые люди взаимно притягиваются. Этот «закон притяжения талантов», сформулированный и апробированный основателем и духовным лидером «Премьеры» народным артистом России, лауреатом национальной театральной премии им. Ф. Волкова, Героем труда Кубани Леонардом Гатовым, стал основополагающим и формообразующим принципом творческого объединения.
И первым номером в звёздном списке имён «Премьеры» по праву значится легендарное имя Юрия Николаевича Григоровича – народного артиста СССР, лауреата Ленинской и государственных премий, Героя Социалистического Труда, Героя труда Кубани, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени… Создателя выдающегося национального балетного репертуара и хореографа-реставратора шедевров прошлого. Художественного руководителя нашего, краснодарского Театра балета Юрия Григоровича – единственного в мире театра, которому Мастер подарил своё легендарное имя и который в этом сезоне отмечает 20-летний юбилей.
В честь 90-летия юбиляра Театр балета Юрия Григоровича показал один из любимейших балетов Мастера – «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. И новое поколение кубанских артистов балета в очередной раз представит зрителям вечную историю торжества Любви над Смертью…
Любовь торжествовала над смертью и на Большом семейном концерте «Под звездой Леонарда», посвящённом 80-летию Леонарда Гатова. «Главное – сохранить семью», — говорил Леонард Григорьевич. Подразумевая под тёплым, домашним словом любимое детище – творческое объединение «Премьера», которое сегодня с гордостью носит имя своего создателя…
К хорошему привыкаешь быстро. Сегодня сложно представить Кубань без симфонического оркестра, без легендарной балетной труппы Театра балета Юрия Григоровича, объездившей полмира. Без великолепного Биг-бенда Георгия Гараняна… Это благодаря его усилиям сегодня мы имеем возможность видеть воплощение оперных шедевров и современных балетов на сцене Музыкального театра, зажигаться азартом артистов Ансамбля казачьей песни «Криница», удивляться глубине художественной правды народной артистки России Раисы Гончаровой и ансамбля «Родник»… Его величество орган, «Премьер-оркестр», Молодёжный театр и Новый театр кукол, Театр ветеранов сцены, Шоу-театр «Премьера» – родились благодаря воле и энергии Леонарда Гатова.
Всем этим «чудесам» есть имя – Леонард Гатов. В суете дней мы забываем, как много сделал для Кубани этот человек! При условии, если он обладает могучим интеллектом и незаурядной интуицией, художественным вкусом, выдающимися организаторскими способностями, обострённым чувством конъюнктуры момента, даром предвидения и умением точно и тонко просчитать ситуацию. Всеми этими качествами сполна обладал Леонард Григорьевич. Конечно, он не был, как Чацкий, «одним в поле воином» – его окружали такие же незаурядные, как и он, личности. Но именно Гатов был тем «архимедовым рычагом», способным свернуть горы, «тумблером», направляющим энергию заряженных частиц в необходимое русло.
Сегодня его назвали бы антикризисным управляющим. Как никто другой, Леонард Григорьевич умел превращать «минусы» в «плюсы». Удивительно, что пик проводимых им культурных преобразований пришёлся на самые сложные в истории нашей станы годы!.. Рушилось государство, разваливалась политическая система, рвались наработанные связи – а Гатов любовно, неторопливо и вдумчиво создавал свою империю искусств, закладывая в неё огромный запас прочности.
Словно оберегая от дальнейших потрясений…
Конечно, Леонард Гатов знал себе цену – в том, как он выстраивал художественную политику в отдельно взятой «Премьере» и на Кубани в целом (намечал цели и задачи, расставлял приоритеты, прочерчивал перспективу развития), видится его государственное мышление. Личность Гатова выходит за рамки регионального значения. Но повезло при этом Краснодарскому краю – потому что ростовчанин по рождению и человек мира по ощущениям Леонард Григорьевич жил в Краснодаре и душою прикипел к Кубани, её яркому характеру, щедрым и сердечным людям.
И сам он был человеком открытым и щедрым. Не любил ложного пафоса – хотя виртуозно владел его приёмами. Играя по принятым «правилам», умел оставаться искренним. Свои дни рождения в «Премьере» отмечал яркими и шумными капустниками.
В день рождения волшебника (а именно так сегодня называют Леонарда Григорьевича все, кто его близко знал) в Музыкальном театре собралась его «семья» — коллективы «Премьеры», близкие друзья, коллеги по творческому цеху. Каждая «творческая ячейка» «Премьеры» приготовила маэстро сюрприз. Скучно не было. Как известно, Леонард Григорьевич (вслед за Вольтером) жаловал все жанры. Кроме скучного…
Автор Нелли ТЕН-КОВИНА,
Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ