image001В Саратовском академическом театре оперы и балета 19 мая состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» («Сусанин») М. Глинки. Накануне премьеры режиссер и художник-постановщик спектакля Андрей Сергеев поделился секретами постановки:

Михаил Иванович Глинка — наш первый русский классик и «Жизнь за царя» — первая русская опера. Она была очень популярна до 1917 года, премьерой оперы «Жизнь за царя» открывались практически все российские театры. Выросло не одно поколение музыкантов, воспитанных именно на этой опере Глинки. В 30-е годы XX века первоначальный текст оперы, написанный бароном Г. Розеном, был переделан. Автором новой литературной канвы стал поэт С. Городецкий. Таким образом, появилось произведение «Иван Сусанин», кардинально отличающееся от своего первоисточника.

В советское время к барону Розену было пренебрежительное отношение, потому что он был при дворе. Но его современники А. С. Пушкин и В. А. Жуковский с большим уважением относились к нему. Розен был по происхождению — немец, но он с любовью относился к русской словесности и использовал старорусские обороты, понимая их красоту и ценность. Его текс своеобразен, но мне он более интересен, чем литературно выверенный текст С. Городецкого. Хотя я отдаю ему должное, ведь опера «Иван Сусанин» очень хорошая, если не задаваться вопросом о некоторых сюжетных несоответствиях.

В Саратове мы делаем попытку вернуться к музыкальному первоисточнику русской оперой классики и поставить ее в том виде, в котором ее написал М.И.  Глинка. Эта опера шла на саратовской сцене в постановке Юрия Петрова с текстами С. Городецкого. Те артисты, которые ее учили, поют и сейчас, но они должны понимать, что опера совсем про другое.

Это произведение я уже ставил в Челябинском театре, но моя новая постановка буде еще более откровенная. Сама тема мне очень интересна, очень актуальна, потому что она имеет некоторые политические аллюзии на нашу современность.

Опера «Жизнь за царя» достаточно большая, так называемая Grand Opera, с балетом. У хора должно быть целых три переодевания костюмов! Так что, передо мной стояла не простая задача. Обязательно будет польский акт, которого все ждут, но не в полном объеме. Будут некоторые серьезные купюры, я бы назвал это редакцией театра. Танцы польского акта будет ставить Кирилл Симонов, который очень талантливо поставил Половецкие пляски в недавней саратовской премьере оперы А. Бородина «Князь Игорь».