В афише IV фестиваля «Видеть музыку» впервые появилась Студенческая программа. Мы попросили поделиться впечатлениями о спектаклях курса А.А. Бармака старейшину российского музыкального театра, лауреата фестивальной премии «Легенда» 2018 года, режиссера и критика Григория Владимировича Спектора. В своих заметках он коснулся также и спектаклей этого и других курсов, не входивших в Студенческую программу.
Репертуарные сюрпризы
На спектаклях выпускных курсов ГИТИСа
Пора обратить внимание на тот факт, пока не замечаемый музыкальными изданиями, что в недрах мастерских ГИТИСа Дмитрия Бертмана, Александра Тителя, Александра Бармака, Георгия Исаакяна, Герарда Васильева и других профессоров кафедры музыкального театра идет непрерывный процесс поиска и воплощения на сцене Учебного театра новых или редких произведений. Этот процесс весьма поучителен и, как нам кажется, имеет значение не только узко-педагогическое.
Свидетельством тому хотя бы репертуар нынешнего выпускного курса мастерской Александра Александровича Бармака. Студенты показали спектакли по произведениям, почти не идущим на сцене отечественного музыкального театра, и их стоит рецензировать наравне со спектаклями профессиональных оперных коллективов.
Наибольший зрительский успех имеет постановка трех очаровательных одноактных комических опер Жака Оффенбаха. Объединивший их спектакль так и называется – «Ах, Оффенбах». Действительно, мелодическое богатство и изящная сюжетная интрига делают маленькие шедевры «Моцарта Елисейских полей», как прозвали композитора парижане, весьма привлекательными для воплощения на сцене.
Первый из них – «Муж за дверью». Студенты А. Бармака разыграли водевильную ситуацию живо, увлекательно, с искренними переживаниями тех комических положений, в которых оказываются их персонажи. И Сюзон (Ульяна Бирюкова), и Розита (Софья Цимбал) превосходно справляются с вокальными трудностями своих партий и ведут себя вполне непринужденно и достоверно в «сложных» обстоятельствах сюжета. Мужские персонажи – Флорестан (Дмитрий Каракоскин) и Анри (Иван Гаврилов) – привлекательны темпераментом и правдивостью своих чувствительных переживаний.
В «Свадьбе при фонарях» прекрасно проявили себя другие студенты курса – Светлана Кофтун (Дениза) и Руслан Бабаев (Гийо). Обаятельные Алиса Шалшанова (Фаншетта) и Олеся Лесникова (Катарина) удачно дополнили квартет исполнителей этой комедийно-романтической мини-оперетты.
Более сочными красками оперируют постановщики и артисты третьей части оффенбаховского цикла – «Дамы рынка». Здесь не чураются и гротеска, особенно в характеристике таких персонажей, как базарные торговки, причем именно – французские, острые на язычок, взбалмошные, темпераментные и обаятельно простодушные. Две из них – мадам Пуартапэ (Олеся Лесникова) и мадам Берфондю (Лея Штельман) особенно яростны в отстаивании своих интересов. Они хотят выгодно выдать замуж дочек, да и сами не прочь устроить свою судьбу. Конфликт достигает кульминации, когда выясняется, что объект их устремлений – Тамбурмажор, пожилой служака-военный в колоритном исполнении Ивана Гаврилюка, возможный (или предполагаемый) отец одной из дочек…
В «Дамах рынка» обращают внимание хорошо поставленные и с удовольствием исполняемые студентами курса массовые сцены; дамы азартно торгуют, яростно конфликтуют, предаются сентиментальным воспоминаниям, они очень разные, но едины в своей жизнерадостности и французском шарме.
Совсем другими предстают герои еще одного спектакля выпускников – оперы Дж. Пуччини «Сестра Анжелика». Эта часть знаменитого триптиха (две другие – драма «Плащ» и буффонный «Джанни Скикки») отличается мрачной атмосферой, музыка по стилистике близка к церковной мистерии. Это единственная у Пуччини опера, где отсутствуют мужские голоса. Тем большая нагрузка ложится на исполнительницу заглавной роли. Олеся Лесникова трогательна и правдива и в сольных эпизодах, и в драматической сцене с Герцогиней (Ульяна Бирюкова), когда ее героиня узнает о смерти своего маленького сына. Хорошо прозвучали хоровые песнопения монахинь, где участвовали все студентки курса. Спектакль волнует и производит сильное впечатление, несмотря на то, что вместо громадного у Пуччини оркестра звучит рояль или синтезатор (концертмейстеры Николай Курюмов и Тагир Мансуров).
Незаслуженно редко ставится и еще одна опера из репертуара выпускного курса – «Поворот винта» Бенджамина Бриттена. Эта работа Александра Бармака, педагога Эдиты Тибиловой и музыкального руководителя Льва Морозовского отличается, прежде всего, глубоким и точным соответствием характеру музыки Бриттена. Конфликты желаний и совести, норм взрослого и детского миров, волнующие композитора и с такой выразительностью воплощенные в партитуре оперы, нашли убедительное сценическое решение. Нервическая, «фрейдистская» опера потребовала от исполнителей не столько усилий по преодолению вокальных сложностей, сколько правды сценического существования в этой сложной мистико-психологической драме. И юные артисты создали образы достоверные и очень эмоциональные.
Исполнители детских ролей Флоры и Майлса – Соня Цимбал и Дима Каракоскин – близки по возрасту своим героям, играют их искренне, правдиво, взволнованно. Убедительна Виолетта Васильева в сложной роли Гувернантки, борющейся за влияние на души своих подопечных детей с «потусторонними» персонажами Куинтом (Тарас Бабий) и мисс Джоссел (Анастасия Глушкова). «Взрослые» персонажи, в их числе и экономка миссис Гроуз (Олеся Лесникова), также весьма достоверны и убедительны.
Панораму оперных раритетов в репертуаре выпускного курса прекрасно дополняет постановка под названием «О, Фортуна! Умница!». Это спектакль по мотивам опер Карла Орфа «Луна», «Умница» и отрывкам из сценической кантаты «Кармина Бурана». Сложная музыка сказок Орфа нашла интересное решение в постановке, ее лаконичной сценографии, в своеобразной манере актерской игры. Озорно играют своих сказочных героев Сослан Гагиев (Погонщик мула) и Леа Штельман (Погонщица ослицы), забавны Умница – Алиса Шагинова и Святой Петр – Иван Гаврилов.
Заканчивать обзор репертуарных редкостей на кафедре музыкального театра ГИТИСа, увидевших свет рампы, стоит рассказом о дипломном спектакле ученицы Дмитрия Бертмана Анны Саловой. Она поставила редкую оперу Менотти «Ложь Мартина».
Саловой пришлось добывать отсутствующую в России партитуру, найти и арендовать помещение для репетиций и спектакля. Поддержку она нашла у Олега Митрофанова, руководителя музыкального театра «Амадей», включившегося в работу.
Сложность оперы «Ложь Мартина», никогда не ставившейся в России, еще и в том, что она предписана композитором для исполнения в церкви. А. Саловой удалось договориться с англиканским собором в Вознесенском переулке, в старинном здании с прекрасной акустикой, – недаром там многие годы размещалась студия грамзаписи фирмы «Мелодия».
Камерный характер и специфический сюжет, не говоря уже о специфике самого помещения, обусловили многие сложности для постановщика. И молодой режиссер справилась с трудным материалом, создав спектакль серьезный и трогательный. В соответствии с режиссерским решением и условиями сценической площадки сценограф Анжелика Каменецкая создала лаконичное, всего с несколькими элементами, вроде жаровни и табуретов, место действия в центре собора, расположив зрителей с двух сторон «сцены». Вынужденное условиями собора тусклое освещение способствовало созданию атмосферы подавленности и тревоги.
Еще одно своеобразие этого оперного произведения, и существенная его трудность состоит в составе исполнителей, в своем подавляющем большинстве – детей. А. Салова нашла их в московской школе № 2030, а также среди учащихся Школ искусств Москвы. Сценическое поведение детского хора, безыскусственное и достаточно органичное, помогло постановщику добиться достоверности массовых эпизодов спектакля.
Центральную роль мальчика Мартина исполнила молодая актриса Кристина Мунтяну. Вокально довольно простую, но психологически сложную партию она провела эмоционально и трогательно. Особенно удались эпизоды с няней Нянингой, убедительный образ которой создала опытная актриса Ирина Нарская-Чалаева.
Играть Преступника Салова поручила своему сокурснику, также выпускнику ГИТИСа, Дзамболату Дулаеву. Молодой и одаренный артист с сложной многоплановой ролью справился вполне, и актерски, и вокально.
Музыкальному руководителю постановки Олегу Митрофанову удалось передать своеобразие партитуры Менотти – лаконизм, гибкость речитативного начала, доминирующего в этой миниатюрной опере.
Новые репертуарные сюрпризы ожидают зрителей Учебного театра ГИТИСа в спектаклях и других мастерских кафедры музыкального театра.
Григорий СПЕКТОР