Четвертый фестиваль «Видеть музыку» открыл спектакль Детского музыкального театра «Зазеркалье» (Санкт-Петербург) «Белый клык», показанный на сцене РАМТ.

Идея создания мюзикла по повести Джека Лондона принадлежит художественному руководителю театра Александру Петрову: «Белый клык» – любимое произведение его детства. Пьесу по мотивам повести американского писателя создал известный поэт и драматург Лев Яковлев, а музыкальную часть доверили молодому, но опытному композитору Анастасии Беспаловой (это ее четвертая работа для театра «Зазеркалье»). Создатели мюзикла рассказали нам захватывающую историю главного героя, который проходит нелегкий путь от детской доверчивости – через озлобление и жестокость – к любви и преданности.

Мюзикл представляет собой двухактную структуру с яркими сольными номерами, ансамблями и масштабными финалами в конце каждого действия. Перед нами раскрываются три образных мира: звери, индейцы и золотоискатели. И в прочтении помогает музыкальная партитура, созданная Беспаловой, многослойная и полистилистическая. Впрочем, эта музыкальная эклектика нисколько не нарушает целостности произведения; напротив, она удачно работает на создание разных миров, объединенных драматургией. «Мне кажется, что наш спектакль полностью соответствует названию фестиваля, потому что его музыка действительно говорящая», – отмечает режиссер-постановщик Ольга Фурман. Убедительно звучит оркестр под руководством Аркадия Штейнлухта, то оттеняя, то высвечивая нюансы и оттенки разностилевой партитуры.

Мир индейцев, насыщенный языческой мистикой, решен в этническом ключе: композитор стилизует народную музыку индейцев. Один из наиболее ярких и масштабных эпизодов первого акта – сцена камлания шаманов – в музыкальном плане емок и вместе с тем лаконичен. Скандирование ритуальных текстов на языке индейских аборигенов в сопровождении большого барабана, имитирующего ритуальный бубен, вовлекает публику в некое сакральное действо, в ходе которого индейцы – участники мистерии – поочередно впадают в транс. Обрядовые песни и пляски индейцев также исполняются a cappella под аккомпанемент body percussion, а индейские тексты наполняют происходящее интригующей тайной. Стоит отметить, что шаманка Клу-Куч (Сауле Искакова), занимающая особое место в мюзикле, появилась не сразу. «В процессе работы я поняла, что мне не хватает этого персонажа, – признается Ольга Фурман. – С разрешения либреттиста мы ввели этот персонаж и для нее нужно было написать отдельный номер – камлание. Мы нашли подлинные индейские слова, которые использовали в этой сцене».

БелыйКлык-ЗАЗЕРКАЛЬЕ-Открытие-фестиваля

Мир золотоискателей – предельно реалистичных и прагматичных янки, среди которых вызревают миллионеры-узурпаторы – создан более традиционными для жанра мюзикла стилистическими средствами, такими как симфоджаз и кантри. Нотками ностальгического и немного расслабленного блюза в духе 30-х окрашена сцена в Калифорнии в преддверии возвращения Скотта с его новым другом – Белым клыком. Реприза Скотта «Это не собака, это самый необыкновенный в мире волк» в очередной раз подтверждает, что волк-полукровка наконец-то обрел в своем хозяине надежного друга, защитника и покровителя. Молодой золотоискатель в исполнении Сергея Ермолаева – герой лирический и рефлексирующий, что и отражено в его музыкальной характеристике. Красавчик Смит в исполнении Андрея Матвеева – характерный и карикатурный злодей. Горбун с шаркающей походкой и голосом с хрипотцой – вот яркий портрет миллионера-антигероя, с помощью ящика «огненной воды» способного поработить живущего в гармонии с природой наивного индейца. Его коронный номер «Красавчик Смит», решенный в стилистике биг-бэнда, в какой-то мере отсылает к страницам мюзикла «Странная история Джекила и Хайда».

Балетмейстеру Ольге Красных, исполнившей также роль Волчонка, удалось добиться от артистов подлинно «звериной» пластики. Движения актеров настолько органично воссоздают характерные повадки и ужимки зверей, что зрители как бы погружаются в мир собак и волков. Нелишним будет отметить, что исполнение «звериных» ролей требует от артистов не только вокальной, но и физической подготовки: их движения предполагают динамизм, обилие трюков и кульбитов. Кроме того, Ольга Красных исполняет роль Белого Клыка в детстве. Ее волчонок – этакий подросток-бунтарь, смелый и дерзкий, жаждущий поскорее познать мир. Его текстовая реприза «этот мир такой интересный» предвещает действительно интересную, но непростую и насыщенную драматическими событиями судьбу уже взрослого волка. Пример удачного сочетания отработанной сценической пластики и крепкого эстрадного вокала подает нам Мария Микупа (Кичи). Исполнитель роли Лип-Липа – главного соперника Белого клыка – Иван Киренков демонстрирует убедительный драматический рок-вокал. В стилистике симфо-рока решен и музыкальный образ уже взрослого Волка в исполнении Кирилла Павлова. В вокальной убедительности нет недостатка. Чего только стоит волчий вой Белого Клыка и Кичи, органично вплетающийся в арии и дуэты! Удачное режиссерское решение – диалог волчонка и взрослого Белого клыка, воплощающий перерождение героя – становится смысловой аркой между окончаниями первого и второго актов. Ведь Белый Клык – самый необыкновенный в мире волк – зверь тотемный.

Атмосферу индейского вигвама, бескрайней тундры Аляски, суровых золотых приисков Доусона живописует лаконичная, но емкая сценография Начын Шалык. Будучи знатоком шаманской культуры, он также много рассказывал о том, как следует работать с бубном, отсылая постановочную группу к книге «Волчий тотем». 3-D проекции Филиппа Костина на заднике сцены по-своему комментируют и дополняют реальность, рисуя то метель, то сражающихся животных, то растущего волка.

Этот спектакль посвящен вечным темам – противостоянию добра и зла, верности и предательства, мести и прощения. Он адресован прежде всего детско-юношеской аудитории, но находит отклик и в сердцах взрослой публики, что подтверждает универсальность его коммуникативного арсенала. «Это мужская повесть о дружбе, о сердце, об очеловечивании животного, которая заставляет сердца биться в совершенно другом режиме. Мне кажется, этот спектакль очень важен для детей, и не только для детей», – говорит Александр Петров.

Татьяна ТХАРЁВА