C 8 сентября по 23 декабря 2023 года на площадках всех музыкальных театров Москвы пройдет Восьмой Фестиваль музыкальных театров России «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ». Он объединит в своей афише около 30 спектаклей российских музыкальных театров и станет самым представительным смотром отечественной музыкальной сцены.

Пресс-конференция, посвященная открытию Фестиваля, состоится 8 сентября в Пресс-центре ГАБТа.

Инициатор форума – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

Фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это уникальная возможность и шанс для театров приехать в столицу со своими лучшими спектаклями. «Фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи. К счастью, так и получилось, и афиша VIII Фестиваля это подтверждает, отражая реальное состояние российского музыкального театра, такого, каким он является в действительности, – с его победами и сложностями, поисками и экспериментами, взлетами и открытиями», – говорит Президент АМТ и художественный руководитель Фестиваля Георгий Исаакян.

На Фестиваль в столицу приедут такие театры, как Самарский академический театр оперы и балета им. Д. Шостаковича, Донбасс-опера, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Ивановский музыкальный театр, Театр оперы и балета Республики Коми, Челябинский государственный академический Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Бурятский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова, Музыкальный театр Республики Карелия, Калининградский областной музыкальный театр, Чувашский государственный театр оперы и балета и другие.

Столичные театры также примут участие в Фестивале: Большой театр, «Новая опера», «Геликон-опера», Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, Московский театр оперетты, ДМТЮА покажут самые громкие свои премьеры, подчеркивая значимость и статус самого масштабного смотра-панорамы современного российского музыкального театра – Фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ».

География VIII Фестиваля огромна: зрители посмотрят спектакли буквально со всей России и это – уникальная возможность увидеть реальное состояние сегодняшней российской музыкальной сцены, бесценный и для профессионального сообщества, и для публики опыт узнавания, а часто и знакомства с громадным материком музыкального театра нашей страны.

В рамках Фестиваля пройдет мини-фестиваль, посвящены 35-летнему юбилею Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье». На Новой сцене Большого театра «Зазеркалье», практически бессменный участник фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ», покажет сразу три своих новых спектакля: две постановки для взрослых, «Отелло» Дж. Верди и «Пиковую Даму» П.И. Чайковского, и оперу Е. Подгайца для всей семьи «Алиса в Зазеркалье».

В период Фестиваля пройдет несколько Лабораторий, адресованных профессиональному сообществу:

Лаборатория молодых критиков музыкального театра, которая создается в партнерстве с главными творческими вузами столицы: РАТИ-ГИТИС, РГГУ и другими;

Лаборатория молодых композиторов под руководством А. Пантыкина;

Лаборатория «Медиатехнологии на сцене» (совместно с Фестивалем «Digital Opera»);

Лаборатория художников по свету.

Спектакли Фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течение двух месяцев, а завершится этот смотр-панорама современного российского музыкального театра вручением премии «ЛЕГЕНДА» тем, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят и зрители, и критики, тем, кому мы говорим: «ВЫ – ЛЕГЕНДА».

Помимо основной программы, VIII фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это несколько офф-программ, интересных не только профессионалам музыкального театра, но и широкой публике.

«ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА» Фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это возможность увидеть интересные, незаурядные музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах. Театры-участники Фестиваля привозят в Москву свои самые яркие постановки, уже ставшие хитами у своей публики, и можно не сомневаться: они покорят и столичных зрителей. В этом году ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА включает в себя спектакли для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и тех, кто ходит в старшие классы школы. В этом году ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА будет посвящена 120-летию со дня рождения Наталии Ильиничны Сац, основателя шести детских театров (в том числе Детского музыкального театра имени Наталии Сац, Центрального Детского театра, ныне – РАМТ, Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац, Казахстан, Алма-Ата, и других), легендарного режиссера, мыслителя и деятеля мирового театра для детей и подростков.

«СТУДЕНЧЕСКИЕ СПЕКТАКЛИ» (совместно с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений). На Фестивале будут представлены студенческие работы главных российских Консерваторий и вузов. Для Фестиваля такая программа – это прямое осуществление его миссии: развития и объединения профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, и предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре-панораме музыкального театра всей России.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АССОЦИАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ (АМТ)

Ежегодная осенняя Конференция АМТ – это время подвести итоги Фестиваля, выявить проблемы сегодняшнего дня современного театрального процесса и совместно выработать направления движения, обменяться успешными кейсами-наработками в практике театра, поделиться своими идеями и совместными действиями идти в будущее. Одна из задач Конференции – познакомить руководителей российских музыкальных театров с молодым поколением творцов – режиссеров, хореографов, дирижеров, художников, артистов.

 

«ДИАЛОГИ ОБ ОПЕРЕ» – многолетний авторский проект Георгия Исаакяна: цикл публичных дискуссий о сегодняшнем лице оперного/музыкального театра. Эти открытые дискуссии, в которых принимали участие ведущие оперные режиссеры, драматурги, журналисты и общественные деятели, вызывают огромный интерес студентов театральных вузов, представителей музыкально-критического сообщества и любителей оперы. В этом году темой «Диалогов об опере» станет тема «Взаимоотношения искусственного интеллекта и человеческого разума на территории искусства», поднятая Георгием Исаакяном в Футуристической трилогии Театра имени Наталии Сац, вышедшей в сезоне 2022-2023 и состоящей из AR-оперы К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману В. Пелевина, компьютерной драмы «ОНА» по сценарию С. Джонса и балета-голограммы К. Симонова по роману А. Азимова «Двухсотлетний человек». Футуристическая трилогия впервые целиком будет представлена на Фестивале «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ».